Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Культовое кино / 007: Координаты «Скайфолл»
Автор: Глеб ШашловДата: 04.09.2012 07:37
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (3)

ВОЗВРАЩЕНИЕ НЕУДЕРЖИМОГО

Стамбул. Бонд узнаваемым силуэтом неторопливо вплывает в кадр, но эта неторопливость обходится агенту недешево: коллеги убиты, а враг убегает со сверхважным жестким диском, полным конспирологических данных. Умопомрачительная погоня заканчивается неудачно – девушка-снайпер из прикрытия случайно попадает в товарища, и Бонд грустно летит с моста в реку. Спустя пару месяцев МИ-6 раздирают кризисы: начальство попрекает моральной устарелостью и грозит почетной пенсией, осведомленность противников навевает мысли о кроте, а хитрый киберпреступник успешно замышляет недоброе. Агент 007, которого на родине так уверенно считали погибшим, что даже продали жилплощадь вместо организации там музея, зализывает душевные раны, попивая горькую, соблазняя турчанок и обрастая щетиной. Но когда в новостях показывают взрыв штаб-квартиры родного агентства, Джеймс понимает – пора, пропадут без него.

Принадлежность фильма к франшизе про самого известного из шпионов всегда была своеобразным гарантом качества. Красивые девушки и стильная жизнь, увлекательные приключения и захватывающие погони, не способные испортить дорогой костюм. Казалось бы, в новую серию похождений Бонда нельзя не влюбиться – особенно после залихватского старта, полного плотного экшена: там и мотопаркур, и классическая драка на крыше поезда, и изобретательное использование экскаватора. Однако нетривиальные боевиковые элементы размазаны по сюжету чрезвычайно тонким слоем, а фильм берет свое в первую очередь интонацией. Сэм Мендес взял курс не столько даже на переосмысление самой длинной киноэпопеи, сколько на ретроспективный взгляд, полный безоглядной нежности. Возвращение Бонда в контору начинается с вдыхания ветра перемен: больше нет галстуков с гранатометами, и полевой агент с бокалом мартини в руке смотрится динозавром на фоне гиков в пижаме и с ноутбуками, нового лица разведки и контрразведки. Авторы как будто стесняются своего консерватизма, признавая его неуместность в современных декорациях, но чем дальше, тем больше охмеляет желание устроить олдскул. И вырастает, восстает фигура – нет, не монолит и не памятник, она подвержена изменениям, но в мелочах, не в главном. И вот уже из фар Астон-мартина выглядывают привычные пулеметы, и инфернально шелестит открытым платьем жертва роковой любви, пряча за подвязкой пистолет. Взрываются вертолеты, нерды пасуют перед доброй пушкой, дикарская реализация хакерства ностальгически напоминает иррациональный страх перед компьютерами, родом из прошлого века. Законы логики и физики привычно подменяются законами повествования, обаятельно фиглярствует агент 007, мастерски выбирая правильный момент, а из уст героев доносятся цинично хлесткие фирменные афоризмы, так любимые еще по Голдфингеру.

Бондиана – это, конечно, никакой не шпионский триллер – собственно, она никогда и не претендовала на это – а по всем признакам комикс, с элегантными пиджаками вместо обтягивающих трико. И относиться к ней стоит соответственно. Есть герой – на этот раз агент символизирует всю франшизу. Окружающие подтрунивают на тему старости, Бонд игнорирует, потому что уверен в своем консерватизме как мировоззренческой позиции. Есть злодей – Бардем, наверное, в лучшей своей роли зловеще демонстрирует цианидный оскал и олицетворяет хаос, анархию и повальную эксплуатацию фриков в кино. Он угрожает содомией, корчит рожи и всей душой ненавидит прошлое, которое было столь хорошо, что у него не осталось выбора, кроме как воплощать постмодерн. За прошлое отвечает М – железная леди, чье время уходит, но чье наследие будет жить вечно. Темнокожая напарница отвечает за лагерь преданных поклонников, герой Файнса символизирует скепсис критики, а махина МИ-6 представляет собой кинематограф в целом. И только хипстер-помощник без всякого двойного дна изображает хипстера. А когда же сама М произносит страстный монолог на тему того, что враги вокруг нас – она имеет в виду сарафанное радио, блоггеров в зловещей пижаме и зрительское равнодушие. И если не останется Бонда, действительно, кто же будет нас защищать и развлекать? В том, как киноэпопее удается отсекать несущественное в тенденциях, сохранять традиции и неуклонно смотреть вперед, есть что-то фундаментально британское. Остается только надеяться, что агент 007 не уйдет по-английски, не прощаясь.

Глеб Шашлов
Нравится
 
Комментарии:
1. Дмитрий 06.11.2012 03:20
Skyfall.
Взлетев на небеса, приготовься упасть на землю, ведь воздух могут всколыхнуть.
Именно это и проделал Сильва: спустил с небес на землю М и Бонда. Придавил, впечатал и уничтожил.
Да. У этой истории нет счастливого финала. Бонд и М погибли. Умерли и уничтожены. Каждый по-своему. Фильм о перерождении Бонда и переоценке взглядов на жизнь и мир. Он больше не бык из «Казино Рояль» и не слюнтяй с кулаками из «Кванта Милосердия». Это Бонд, Джеймс Бонд.

По порядку.
1. Поклон режиссеру и овации. Никогда не ожидал от картонного боевика (не умоляю достоинства франшизы, сам поклонник) такой проработки истории и характеров. Режиссер вскрыл сценарий, расширил его мир, связал образами и мотивациями и т.д. Все по классической школе режиссуры, о которой в последнее время стали забывать и американцы и русские (Утомленный солнцем 2-3, Облачный атлас, Тор и пр.) и потому фильм получился. Весь фильм связан крепкой и целостной системой развития визуальных образов, что только усиливает драматический эффект и задет фильму глубину. Мир Сильвы, живущего на заброшенном острове как нельзя точно описывает состояние злодея – пустой, в руинах, сам руина, но с надеждой на жизнь (все же солнце светит).
2. Дмитрий 06.11.2012 03:20
2. Сценарий. Не банально. Сидя в кресле кинотеатра ты ни грамма не сомневаешься, что предугадаешь сюжет. Но нет. Фильм дарит сюрпризы на каждом шагу. Повороты сюжета не предугадаешь, однако они остаются абсолютно логичны, и реалистичны. Вообще персонажи и их действия крайне приближены к реальности, в том плане, что ты сам бы так поступил (саспенс обеспечен). Радует что не злоупотребляли диалогами, как сейчас любят. «слово» используется лишь тогда, когда мы чего-то ну никак не можем показать.

3. Съемка. Опять – классика. Классическая школа операторского искусства – не отошли ни на шаг. Безупречно выставленный свет и оригинальные образные решения кадра. Director of photography – если дословно, то «режиссер по светописи». И действительно картину писали светом. Каждый кадр сам говорит за себя. Картина наполнена образами, подкрепляющими линию сюжета, состояния героев, развитие настроения (чего стоит сцена на болоте, возле поместья!).
3. Дмитрий 06.11.2012 03:20
4. Монтаж. И снова классика. Монтировали словно по книжке Эйзенштейна и Кулешова. Каждый кадр на своем месте и необходимое для него время. Темпортим выдержан от и до. По сути и сказать то нечего – монтаж потрясает.

5. Титры. Гениальны по своему воплощению и не оторваны от фильма как в Кванте Милосердия. Титры про фильм и песня про фильм и то, о чем он будет – казнь бонда и его прежней жизни и системы ценностей.

Рождение нового, хорошо забытого старого мужчины, джентльмена, входящего в начале каждого фильма к М через кабинет Манипени.
Современного Бонда сняли классически, и потому так современно.
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 239 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio