Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Что смотрели N лет назад? (Июль 2016)
Автор: Я. Ленциус, И. ТалалаевДата: 16.07.2016 15:46
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Новинки проката как-то совершенно незаметно превращаются в ретро. Вспомним, что крутили в кинотеатрах 5, 10, 15... 100 лет назад в это же самое время и повздыхаем: как же быстро летит время...


В этой рубрике мы предаемся ностальгическим воспоминаниям, которые делят наших читателей на три категории. Первая категория заметит, что мы рассматриваем какое-то старье (пфф, школоте не понять, – прим. ред.). Вторая категория не поверит, что прошло уже столько лет, ведь мы смотрели эти фильмы впервые еще буквально вчера. Ну а третья философски заметит, что данные ленты, кажется, были с нами всегда. И всегда будут. Ну тут мы уже загнули, конечно – никто не обещает, что рассматриваться будут сплошь легендарные премьеры, на которые нужно молиться.

В конце концов, и 5, и 10, и 50 лет назад в кинотеатрах запросто крутили такую же откровенную муть, что и сегодня.


ЧТО СМОТРЕЛИ 5 ЛЕТ НАЗАД?
"НЕСНОСНЫЕ БОССЫ"


Считается – и совершенно справедливо, – что комедийному жанру в кинематографе не везет. Сценаристы еще как-то умудряются выжимать из нас слезу в драмах, хоррор-мейкеры пугают нас страшными звуками и вязкой атмосферой, об экшенах и прочей фантастике даже и говорить не стоит – зрелищность в современном кино просто зашкаливает благодаря доступным компьютерным технологиям. А вот смешить зрителя - совсем другая задача, тут все упирается в сценарий. И потому мы видим рост числа комедий, но их качество оставляет желать и желать...

"Несносные боссы" пять лет назад не стали суперхитом, хотя и выступили в целом уверенно, даже заслужив сиквел. И зрители, и критики были в целом благосклонны к картине, но для настоящего успеха этого слишком мало – около трети зрителей все же посчитало, что получилось не очень-то и смешно. Но мы-то с вами знаем, что хороших комедий в год выходит всего 2-3 штуки, так что присмотримся к "Несносным боссам" повнимательнее. Оказывается, что тут есть на что посмотреть: если главная троица Бейтман-Дэй-Судейкис и не хватает звезд с неба, выступая на привычном среднем уровне, то на заднем плане собрались настоящие звезды. Циничного Кевина Спейси хотелось задушить, неузнаваемо-лысого Колина Фаррелла хотелось повесить, а вот против сексапильной Дженнифер Энистон мы не имели ничего. Хотя она и играла нимфоманку без тормозов. А как здесь "зажигал" Джейми Фокс!.. Впрочем, еще нам нравится тема фильма: никто не любит своего козла-начальника, а порой и вовсе желает ему смерти. Подкупающая идея.


ЧТО СМОТРЕЛИ 10 ЛЕТ НАЗАД?
"СЕНСАЦИЯ"


Вуди Аллен, кажется, не обращает внимание на преклонный возраст, в обязательном порядке выпуская фильмы ежегодно. Так происходит сейчас, так было и 10 лет назад, в 2006 году, когда на экраны вышла "Сенсация". Стоит ли говорить, что Вуди вновь выступил и в роли сценариста, вновь пригласил на главные роли звезд, вновь сыграл нервного типа и вновь насытил ленту диалогами сверх всякой меры? Вот именно, не стоит.

"Сенсация" – типичное вудиалленовское кино, забавное и пролетающее незаметно. Центральная тема, как не сложно догадаться, любовь. А убийства перекочевали как будто прямо из предыдущего фильма Аллена вместе со Скарлетт Йоханссон. На этот раз сам Вуди играет довольно заметную роль и отвечает почти за весь юмор картины, хотя, конечно, нельзя принизить и партию Хью Джекмана. По форме перед нами детектив с мистическими вставками (а вот за них отвечает Иэн МакШейн), но периодически происходящее превращается в откровенный балаган – некоторые сцены настолько получились настолько близки к откровенной пародии, будто режиссер вдохновлялся собственной же откровенно хулиганской лентой "Любовь и смерть", которая в 1975 году была отмечена призом на Берлинале. В 2006 году, правда, никаких наград фильм не получил, но это все равно весьма неплохой способ скоротать полтора часа своей жизни.


ЧТО СМОТРЕЛИ 15 ЛЕТ НАЗАД?
"ПОСЛЕДНЯЯ ФАНТАЗИЯ"


2001 год и 137 миллионов долларов – совсем не слабо для полнометражной анимационной ленты, пусть и якобы по культовой франшизе компьютерных игр. Как оказалось – даже слишком не слабо, т.к. вернуть столь обширные финансовые вливания японцам так и не удалось. Не помогло даже заветное словосочетание "Final Fantasy" в заглавии. История вторжения на Землю инопланетных бестелесных сущностей, которым люди не могут противопоставить решительно ничего (вот откуда растут ноги у отвратительного российско-американского "Фантома" с Гошей Куценко!) оставила зрителей в целом равнодушными, а сочная "фотореалистичная" графика умудрилась даже отпугнуть некоторых консервативно настроенных зрителей. Что же касается поклонников "Финалки", то они были разочарованы больше всех, т.к. лента даже близко не походила на экранизацию их любимой линейки игр, тупо эксплуатируя громкое название.

А ведь какие надежды возлагались на эту премьеру! Визуальный ряд сейчас, спустя 15 лет, смотрится несколько блекло, но на тот момент это был настоящий технологический прорыв. Японцы опередили даже Голливуд (хотя и не без помощи американских инвестиций), создав первую анимационную полнометражку с реалистичным изображением людей, но их идеи оказались даже прогрессивнее, чем компьютерная графика. Шутка ли, Страна восходящего солца замахнулась на создание первой цифровой кинозвезды! И даже сделала ее – главная героиня "Последней фантазии", Аки Росс, должна была, как настоящая звезда, появляться также в других мультфильмах и даже взаимодействовать с живыми актерами. Но, увы, до подобного киберпанка мы еще не дожили (хотя очень хотели бы посмотреть фильмы с альтер-эго Рэя Уинстона из "Беовульфа"), а перспективную идею нарисованной актрисы пришлось похоронить. Зато журнал Maxim внес Аки Росс в свою "горячую сотню", сделав ее первым компьютерным персонажем, желанным для мужчин.


ЧТО СМОТРЕЛИ 20 ЛЕТ НАЗАД?
"СТРАШИЛЫ"


На момент съемок "Страшил" Питер Джексон был известен в первую очередь как постановщик культовой "Живой мертвечины" и заслуженно имел репутацию новозеландского фрика. И "Страшилы" тоже получились с ощутимым привкусом трэша. Комедийные ужасы – жанр в принципе непростой, и Джексон не прыгнул выше головы. Удивительно то, что после такой несерьезной ленты (с серьезными, однако, спецэффектами) режиссер получил возможность экранизировать не много не мало "Властелин колец".

Но вернемся к несерьезной ленте. В центре сюжета несколько придурковатый медиум Фрэнк Баннистер, который водит дружбу с несколькими призраками разной степени адекватности и зарабатывает на этом: засылает полтергейсты к обычным людям, а затем очищает их дома от эктоплазмы за определенную плату. Вот только в городе разгорается целая эпидемия сердечных приступов, за которыми стоит особо кровожадная нежить, а раз Фрэнк единственный, кто может видеть духов, то именно ему придется сражаться с потусторонним. Много дуракаваляния, несколько смешных моментов, чуток зрелищных и даже пара неожиданных сюжетных поворотов – вот что ждет зрителя. Определенную сложность при просмотре вызывает то, что главную роль (последнюю в своей карьере) играет Майкл Джей Фокс, и в то время было сложно отделаться от приклеившемуся к нему образа Марти МакФлая. Ну а теперь, с высоты лет и знакомства с "Игрой престолов" фамилия его героя Баннистера тоже кое-что напоминает. Если вы отделаетесь от навязчивого "Баннистеры всегда платят свои долги", то сможете получить удовольствие от фильма. Главное – пережить первую, довольно стандартную, половину, а уж во второй начинается непредсказуемый и весьма доставляющий экшн.


ЧТО СМОТРЕЛИ 50 ЛЕТ НАЗАД?
"КАК УКРАСТЬ МИЛЛИОН"


Ироничная романтика Уильяма Уайлера нашла выход в новой комедии "Как украсть миллион". Приписка "и жить долго и счастливо" в рабочем названии фильма крайне точно отражает суть. Миловидная "лисичка" Одри Хепберн – дочь эксцентричного богача (Хью Гриффита) с внешностью сумасшедшего ученого XIX века. Впрочем, отцовское хобби действительно находится на грани сумасшествия. Он "всего лишь" собственноручно скармливает миллионерам шедевры уровня Ван Гога. Проще говоря, подделывает их. Но вот незадача: необдуманная подпись приводит к тому, что отданная в музей статуэтка со дня на день подвергнется тщательной экспертизе. А это наверняка приведет к краху. И как чудно, что накануне в дом к подельщикам проникает таинственный голубоглазый господин с няшным личиком Питера О’Тула. Ведь именно с ним героине предстоит совершить немыслимое – украсть статуэтку из музея. Ах да, и жить потом долго и счастливо.

По сути, новинка состояла из того, что нынче называют штампами. Необдуманная глупость для завязки – есть. "Случайно" подвернувшаяся встреча каноничных героев – есть. Поцелуй и, соответственно, любовь – а как иначе, романтика ведь. Наигранные ситуации с непроходимо тупоголовыми блюстителями правопорядка – классика жанра. Ну и венчает действо волшебное ограбление, которое совершенно точно противопоказано использовать в качестве пособия по воровству для чайников. О стерильности "воровской романтики" говорит хотя бы то, что спустя 9 лет за прокат киноленты взялась такая страна строгих нравов как СССР.

Разумеется, будь это все, чем мог бы похвастаться фильм, не видать ему и сотой доли пришедшей популярности. А привлекал "Как украсть миллион" прежде всего тем, как выписаны отношения между главными героями. Благодаря витающей в воздухе "химии любви" тривиальная постановка похищения статуи превратилась в один из самых интересных эпизодов фильма. А непрекращающиеся потоки острот в диалогах и потешные второстепенные персонажи не дали заскучать тогдашнему зрителю и кинокритикам до победного конца.

Словом, это была крепкая комедия, типичная для Уайлера. Не такая прорывная, как "Римские каникулы" с все той же Хепберн, зато в ней все богачи от мира сего выставлены надутыми дураками. Спасибо и на этом.


ЧТО СМОТРЕЛИ 75 ЛЕТ НАЗАД?
"СЕРЖАНТ ЙОРК"


Как ни парадоксально, но распустившиеся на всю Европу хищные когти нацистских захватчиков отнюдь не стали преградой для новых фильмов отечественной киноиндустрии. Неожиданностью стал фильм "Боксеры" – типичная агитка за ЗОЖ, где отечественный атлет-любитель во всей красе показывает "кузькину мать" зарвавшемуся европейскому профессиональному боксеру. Прямолинейно, кратко и по-хорошему непритязательно.

Но главным релизом стал монструозный американский байопик "Сержант Йорк", который как нельзя кстати появился на пороге вступления американцев в войну. Фильм посвящен "тру-америкэн хироу" времен Первой мировой, Элвину Йорку. Железобетонные яй… нервы позволили рядовому обменять 132 пленных немца и несколько обезвреженных пулеметных гнезд на медаль Конгресса США. Чем не годная киноповесть о чудо-солдате, которой прописано искриться патриотическим пафосом?

Роль парня из бедной глубинки штата Теннесси досталась эталону смелости и отваги Гэри Куперу, за что актер заслуженно был отмечен "Оскаром". А неказистая героическая история о человеке, выбившемся из пьяни в национальные герои умелыми руками Ховарда Хоукса превратилась в увлекательную картину, которую не стыдно включить и сегодня. Шутка ли, при бюджете в полтора миллиона к концу года фильм собрал в прокате 16 и стал одним из самых кассовых релизов года. Но главное, конечно же, что дядюшка Рузвельт получил лучшую рекламу раскручивающейся военной машины. После атаки на базу Перл Харбор именно "Сержанту Йорку" приписали успех за массовый наплыв добровольцев в армейские ряды цвета хаки.


ЧТО СМОТРЕЛИ 100 ЛЕТ НАЗАД?
"БРОДЯГА-МУЗЫКАНТ"


Все же хорошо, что мы живем сегодня, когда главная проблема похода в кино ограничивается выбором фильма из ряда летних блокбастеров. А вот знойный июль столетней давности принес "Бродягу-музыканта" Чаплина и... все. Как ясно из названия, к трости Бродяги пристала дряхлая скрипка, превратившая мистера "мешковатые штаны – огромные башмаки" в музыканта. Причину конфликта привычно составляет Эдна Пурвинс, похищенная кучкой антисоциальных граждан цыганской наружности. И хоть бродяга нынче и скрипач, пройти мимо – не комильфо для энергичного скитальца. Очаровать незнакомку игрой на скрипке, скрытно перебить цыганский табор и похитить новую возлюбленную вместе с кибиткой становится для нашего маленького героя делом чести.

Разумеется, к делу подключились дежурные гэги, пощечины и привычный фарс. Однако вскоре истеричный смех сменяется жалостью. Ведь любвеобильная спутница главного героя оказалась личностью из куда более высокого социального класса. Впрочем, драма хоть и подкрасила комедию тихой грустью, ни о какой меланхолии речи не идет. Как ни крути, а киноиндустрия на тот момент была еще в пеленках и воспринималась этаким легким развлекательным жанром. А развлечь трагедией, увы, не получается – в реальной жизни таких моментов с избытком хватало и сто лет назад. И хотя оканчивается все хэппи-эндом, даже такой подход казался смелым – на момент выхода кипящему чану эмоций "Музыканта-бродяги" противопоставить было попросту некому и нечего. А грустить летними вечерами, как оказалось, не по душе даже самому Бродяге.

Ярик Ленциус,
Игорь Талалаев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 187 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio