Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Мэри и Макс (Mary & Max), 2009
Автор: Айна КурмановаДата: 08.08.2010 10:45
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

А ЖИЗНЬ – ЭТО НЕ КОРОБКА ШОКОЛАДНЫХ КОНФЕТ

МЭРИ И МАКС (MARY & MAX)
Жанр: мультфильм
2009, Австралия , 80 мин.
Режиссер: Адам Бенджамин Эллиот
Роли озвучивали: Тони Коллетт, Филипп Сеймур Хоффман, Эрик Бана, Барри Хамфриз

ОЦЕНКА: 4,5

Отчужденность, одиночество, алкоголизм, проблемы лишнего веса и коммуникации – со времен первого просмотра «Пластилиновой вороны», мы, кажется, не сговариваясь, а, просто повинуясь естественному ходу вещей, решили дружно не прислушаться к совету «Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идет строительство или подвешен груз». Повзрослели, подурнели, не стали мудрей, так и не разобрались в жизни, приобрели кучу не самых полезных привычек и еще больше разочаровались в себе и собственной, непластилиновой Вселенной. Детская завороженность миром (это если принять что таковая имела место) сменилась интернет-аутизмом и тупым просаживанием времени-здоровья за кофе/сигаретами/фаст-фудом/шерри-бренди/ телевизором (нужное подчеркнуть). То есть груз оказался подвешен как надо, чтобы задавить, а режиссер Адам Эллиот, кстати, обладатель Оскара за короткометражку «Харви Крампет», в своем деле толк знает.

Вообще, получилось какое то неприкрытое нахальство, за которое, голливудские киноделы, наверное, будь у них такая возможность, подали бы на Эллиота в суд. Голливудские киноделы, они же как – пытаются найти идеальный рецепт успеха, с педантичностью столетнего бюрократа следуют всем юзанным-переюзанным законам и штампам, собирают кино, как конструктор Лего из готовых деталек, подгоняют, затачивают, бизнес-планы составляют, разрабатывают стратегии, чтобы охватить максимальную часть target group, приглашают медийных звезд, тратят миллионы на лощеную, совершенную графику. Но тут появляется некий австралийский самородок, из обычного пластилина сваявший нечто, совершенно неполиткоректное, неправильное, не попадающее ни в одну существующую парадигму и на раз уделывающее все это «творчество», творческого в котором не больше чем в процессе работы главного героя на фабрике по производству презервативов.

По жанру история, длившейся с 70 по 90-е годы, переписки страдающего синдромом Аспергера, обрюзгшего нью-йоркского еврея и закомплексованной австралийской девочки с родимым пятном на лбу – типичная американская сага, вроде какого-нибудь всеми любимого «Форреста Гампа». Но это только по жанру.… Потому что, по сути, экранизация писем все-таки штука оригинальная и пока еще незатертая, а по духу «Мэри и Макс» – это самое неголливудское и неамериканское произведение, которое только можно было создать. «Я никогда не мог понять, почему честность – неподходящее качество. Может быть, поэтому у меня нет друзей...» – говорит главный герой, а Элиот, как бы соглашаясь с ним в неподходящести вранья, даже не пытается быть располагающим к себе, дабы заработать себе друзей по ту сторону экрана и, как серийный убийца перечикав добрую половину персонажей вместе с надеждами на хеппи-энд, честно рубит свою пластилиновую правду.

Можно сколько угодно верить в то, что из окружающего хаоса рано или поздно вылепится гармония, и бытие ни разу не абсурдно, а осмысленно, и просто надо, как к головоломке найти к нему свой ключик. Можно верить, что раз уж расстояние между Нью-Йорком и Мельбурном в наше время легко преодолимо, то прогресс существует, и мы все движемся вперед, к какому-то там светлому будущему. Можно верить, но каждый прожитый день замечать, что окружающая реальность становится все более серой и тусклой, мир только скукоживается, по нему обреченно ходят толпы таких же селф-мейд-мэнов и золушек и так же удивляются, почему новый мир не предстал за очередным поворотом. Можно научиться отвечать на колкие замечания, защищать блестящие диссертации, сражаться с не идеальностью собственной внешности, но нужно быть готовым к тому, что история закончится не так как в сказке, а например, тем, что прекрасный принц предпочтет вовсе не улучшенную тебя, а, по законам абсурдного мира – «друга из Новой Зеландии». Ты просто очнешься одним не самым добрым утром и увидишь в зеркале точную копию своих родителей. Девачковые мечты о простом счастье и усатом шотландском женихе с чайной коробки не сбываются, увы, а гадкие утята так и не превращаются в прекрасных лебедей. Как там говорилось в другом фильме? «Мы все росли перед теликом и верили, что однажды станем миллионерами, киногероями и рок-звездами… Но мы не станем ими никогда».

Друзья заменяются купленной в зоомагазине аквариумной рыбкой с порядковым номером, духовник – личным психоаналитиком, равнодушно выдающим банальности, дело – карьерой, настоящая жизнь – суррогатами в виде бесполезного хобби, призванного отвлечь маленького человека от всего этого «звездного ужаса» – вот и весь прогресс. В отличие от «Форреста Гампа» самым большим достижением безногого инвалида останется просто выход за пределы своей скорлупы. Мир вроде бы и, правда стал более единым и понятным, но люди все более разобщены и не поняты друг другом. Пошлая вариация идеи сверхчеловека в виде американ дрим как то не особенно греет в холодном мире «цвета детской неожиданности» – выигрыш в лотерею, символический «первый миллион», уровень IQ, популярность, идеальная внешность, да ничегошеньки это все не стоит.

Но к счастью, авторы фильма не идиоты и, извиняюсь за повтор, понимают счастье иначе, чем американские продюсеры. Рассказанная умными кадрами, серо-коричневым неидеально глянцевым визуальным рядом и голосами Ф.С. Хоффмана и Тони Коллетт, история Мэри и Макса ой как далека от голливудской слезовыжималки. От этой скорбной участи ее спасает светлый, черный юмор и, как это ни банально, доброта вкупе с милым месседжем «Родственников дает нам Бог, но, слава богу, друзей мы выбираем сами». Да, им не суждено было стать звездами, благодарить со сцены маму, папу и Господа Бога за Нобелевку или Оскар или создать корпорацию с фруктово-овощным названием. Только надо ли? Слезы в бутылочке, корявые рисунки, шоколадки, банки сгущенки, альтернативные версии насчет того, откуда берутся дети и пронзительные исповеди двух, так и не встретившихся, людей, летающие между двумя континентами – если этого мало, чтобы согреться и «улыбнуться головой», то добро пожаловать на голливудское кино. Если считаете, что эти мелочи, из которых состоит жизнь, достаточный повод для такой улыбки – смотрите «Мэри и Макса».

Айна Курманова
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 339 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio