«В этом мультфильме нет ничего страшного» 90% отзывов на «Страхи темноты»
Снимать фильмы в жанре «ужасы» занятие, по меньшей мере, неблагодарное. Уж слишком велика вероятность того, что за всей этой филигранной расчлененкой с потоками крови и кусками мяса, историей о древнем родовом проклятии, нагоняющей страх музыкой, зритель не разглядит ни терзающие авторов вопросы о поиске смысла бытия, ни попытки тонкого самоанализа своего бессознательного. Что уж говорить об исследованиях на тему «Влияние эстетики тревоги на психо-эмоциональное состояние». Снимать анимацию в жанре «ужас» занятие неблагодарное вдвойне. Если с персонажем фильма зритель еще может себя как-то ассоциировать, а, следовательно, испытать сочувствие и страх совместно с потенциальными жертвами, то для того, чтобы представить себя героем мультфильма, нужно обладать нездоровой фантазией или сидеть на сильнодействующих антидепрессантах. И на что только рассчитывали авторы анимационного альманаха «Страх[и] темноты»?
А расчет между тем был достаточно прост, как это всегда бывает с вещами гениальными или где-то около. Ровно два слагаемых, которые должны были обеспечить картине уютное место в списке фестивальных работ (своеобразный рай для неформатной и от части эстетской анимации). Первое слагаемое – безупречный с точки зрения исполнения стиль. Для этого к работе над лентой были привлечены именитые мастера европейской графики. Чарльз Бернc, Блатч, Мари Каллу, Пьер ди Шьюлло, Лоренцо Маттотти, Ричард Макгуайр, - каждый режиссер, принявший участие в эксперименте, величина знаковая в мире комиксов и имеет за спиной серьезное портфолио концептуальных рисунков. Слагаемое за номером два – тематика картины. Фобии по праву занимают значимое место в сознании каждого индивида. Поэтому исследование историй, так или иначе связанных с детскими, а иногда и взрослыми, страхами, выглядит весьма соблазнительно. Признайтесь, вы ведь давно хотели погонять живность в своей голове.
«Страх[и] темноты» представляют нашему вниманию шесть историй (четыре из них - полноправные рассказы, и две проходящие сквозным мотивом через всю ленту). Здесь и сейчас сплетаются в единый клубок, выдавая на наш суд сюрреалистичные, пропитанные всеми оттенками серого, картины. Ботаник охотится за богомолами, не подозревая, какую исключительную особь ему довелось поймать. Девочка, подпитываемая насмешками и издевательствами новых одноклассников, решает идти домой дорогой мертвого самурая. В глухой деревушке начали пропадать люди, и по домам поползли слухи о пришествии на землю дьявола. Незадачливый воришка решил переночевать в заброшенном доме, в котором давно никто не живет, или пустота в жилище ему просто чудится?
Знаете, мы с вами слишком привыкли к фильмам ужасов. Хоррор навязал нам свои штампы настолько прочно, что мы уже не в состоянии разорвать тугую ассоциативную нить «ужастик - стресс». Ведь мы идем в кинотеатр или запускаем dvd-плейер с единственной целью – получить заряд адреналина, пережить легкий шок, пропустить страх через себя, и значит стать чуточку рассудительнее. Не зря же и Фрейд и Юнг видели в страхе проявление своеобразной блокировки сознания для первобытного иррационального и непознанного. В этом отношении «Страх[и] темноты» не заслуживают даже средних оценок. Истории – штамповка фобий. Картинка на экране далека от реализма, а порой скатывается до практически статичного комикса. «Здесь нет ничего страшного», - говорим себе мы, стараясь поскорее забыть увиденное. Однако зерна страха уже посеяны, и подобно бернсовскому богомолу, он будет постепенно расти в нас до тех пор пока…
… пока в одну из ночей на безлюдной пустынной улице вам дорогу не пересечет огромный пес с безумными горящими глазами и оскалившейся пастью. Или в вечерней новостной сводке вы вдруг не наткнетесь на заметку о пропаже людей в небольшом населенном пункте, всего в паре километров от вас. Или, находясь в полусонном состоянии, ваша фантазия не начнет выкидывать мрачные картинки о возможных жильцах, которых вы сменили в этом месте. И тогда вам станет по настоящему страшно. Потому что в данном конкретном месте это будет происходить с вами, а не с героями мультфильма. И тогда дай вам бог сил, пережить тот ужас, что будет биться в вашем воспаленном мозгу.
Страх не такое простое явление, как мы думаем, пересмотрев десятки фильмов ужасов. Он имеет слоистую систему, и самое страшное не всегда лежит на поверхности. То, что безмолвно, незаметно для нас выбивается готическим шрифтом на подкорке, в ожидании удачного часа, может оказаться намного страшнее. Однако главный источник кошмаров - это, без сомнения, наше с вами воображение. Стараясь защитить рассудок от чего-то по настоящему ужасного, он порождает ночных химер, своеобразных стражей границ этого ирреального. Французские режиссеры если и не перешли эту границу, то, по крайней мере, учтиво постучали в ее дверь. Нарушив все правила игры в хоррор, они выдали великолепное эстетское кино, в котором каждый при желании найдет не один и не два дна. И как завещал Фрэнк Герберт: «Я не должен бояться. Страх — убийца разума».
Слушаем сегодня Nick Cave And The Bad Seeds "She Fell Away" под нарезку истории Чарльза Бернса
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!