ЖИЗНЬ НОВОЙ ПЛОТИ
ВИДЕОДРОМ (VIDEODROME)
1982, Канада, 84 мин.
Жанр: ужасы, фантастика
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Джеймс Вудс, Соня Смитс, Дебора Харри, Питер Дворски
Давным-давно, когда миром правило телевидение, а эпохальное противостояние видеокассетных форматов Betamax и VHS разрывалось между фронтами яростной битвы, Дэвид «мастер ужасов» Кроненберг выпустил на экраны то, что впоследствии назовут стилеобразующим фильмом десятилетия – «Видеодром».
Джеймс Вудс вжился, в вероятно лучшую свою роль - президента небольшого канала для взрослых, Макса. В поисках новой порно-сенсации, он натыкается на гротескный видеосигнал по пиратскому спутнику. Транслируемое шоу под названием Видеодром содержит ужасающие сцены насилия с кровавыми пытками и убийствами, от вида которых Макса бросает эмоциональный оргазм. А после встречи жгучей красотки Никки (достойная роль Деборы Харри из небезызвестной группы Blondie), чьи мазохистские наклонности эквиваленты сексуальным желаниям самого Макса, частичка Видеодрома, записанного на видеокассету, образует симбиоз с пылом садизма и горячей страсти постельных утех извращенной парочки. И вскоре грань между реальным миром и галлюцинацией начинает стираться, как размагниченная кассета, поглощая в эфемерный мир главного героя, а вслед за ним и зрителя.
Взяв за основу абсурдную теорию середины прошлого столетия о том, что телевизор может развить раковую опухоль мозга, Дэвид Кроненберг со свойственным ему фетишизмом к науке представил на суд её обоснованное доказательство, не лишенное излюбленного подтекста эволюции человечества в условиях технического прогресса.
В том же ключе проистекают и феерические спецэффекты. Причем, речь как о техническом воплощении, так и идейном – они, как и название киноленты, вживляются в память фантасмагорическими образами мутаций телевизора или врастающего в руку пистолета. Благодаря качественному и, что немаловажно, смелому дизайну кинолента обрела главное – то, за что впоследствии её и назовут стилеобразующей – навостренный клинок экстраординарности, раскаленный от леденящего душу«синтетического» саундтрека Говарда Шора, который пронизывает чувства зрителя, как нож масло.
Что касается сюжета, то «Видеодром» - это более продвинутый вариант «Сканнеров», предыдущей постановки канадского метра киноискусства. В работе над ошибками всемирный заговор лишился главенствующего места, уступив позицию личной истории, без распыления на ненужные детали. В результате, убедительность и осмысленность «Видеодрома» остается в силе до сих пор – когда и Betamax, и VHS канули в лету, а компьютер стал вторым домом каждого школьника начальных классов. После весьма интригующего и полного недосказанности финала, позволившего частично прочувствовать душу больного человека, так и хочется вскрикнуть от радости, что выдумка осталась выдумкой до конца эры видеокассет. Правда, теперь миром правит Интернет…
Ярик Ленциус