ЗАПАД ЕСТЬ ЗАПАД, ВОСТОК ЕСТЬ ВОСТОК
М. БАТТЕРФЛЯЙ (M. BUTTERFLY)
Жанр: драма, мелодрама
1993, США, 101 мин.
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Джереми Айронс, Джон Лоун, Барбара Зукова, Иэн Ричардсон
При известности Дэвида Кроненберга периода 80-90-х годов как «мастера ужасов», изображающего человеческие мутации в качестве грани, отделяющей нормальность от ненормальности, есть у канадского режиссера и нехарактерные, на первый взгляд, киноленты, изобилующие методами, призванными поражать не визуальной составляющей, но вызывать схожие чувства и размышления. К таким кинолентам и относится «М. Баттерфляй».
Взяв за основу итальянскую оперу «Мадам Баттерфляй», Кроненберг в свойственной ему неторопливой манере продемонстрировал свое видение творения композитора Джакомо Пуччини, с фокусом на внутренние переживания французского дипломата Рене Галлимара, роль которого исполнил Джереми Айронс. И, несмотря на ярко выраженные английские черты лица и соответствующий акцент, роль женатого вице-посла, влюбленного в певицу пекинской оперы Сон Лилин, далась ему просто превосходно. И дело не столько во вживании в сценический образ, сколько в умении передать те метаморфозы эмоций и чувств, коими движим Рене на протяжении всего фильма.
Но утомляющая, схожая по скорости с ездой на муле, динамика любовной истории, к середине не на шутку начинает вызывать приступы зевоты, что, как известно, негативно сказывается на интересе к просмотру. Правда, именно такой затянутый темп придает неожиданному финалу ошеломляющий оттенок, сравнимый, разве что, с обливанием холодной водой в зимнее утро.
Однако не финалом движим зритель. Поэтому, возможно, «М. Баттерфляй» и не находится на пьедестале известности с другими работами режиссера. И вместе с тем стоит признать, что посмотрев «М. Баттерфляй» единожды, забыть её будет попросту невозможно. Ведь, именно в этой картине можно лицезреть всю полноту психологических и душевных переживаний без свойственных тогдашнему Кроненбергу превращений и сюрреализма.
Ярик Ленциус