Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Гонка века
Автор: Дмитрий БеловДата: 02.04.2018 09:56
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ГОНКА ВЕКА (THE MERCY)
2018, Великобритания, 112 мин.
Жанр: драма, биография
Режиссёр: Джеймс Марш
В ролях: Колин Фёрт, Рэйчел Вайс, Дэвид Тьюлис, Марк Гейтисс, Женевьев Гонт, Эндрю Бакан



Много значений у слова «Mercy» – тут тебе и милосердие, и счастье, и прощение, и удача, и даже благодать. И ни одно из них без просмотра фильма толком не вяжется к яхте – ни выбленочным, ни брам-шкотовым, ни рыбацким штыком. И снова по пути наименьшего сопротивления и наибольшей коммерциализации новое название привязывается к фильму по смыслу и на бантик – «Гонка века».

1967 год. Британия встречает своего героя Фрэнсиса Чичестера, завершившего одиночное кругосветное плавание с единственным заходом в порт Сиднея. Лондонская газета Sunday Times объявляет новую кругосветную регату с двумя крупными призами: для самого первого и для самого быстрого (как ни странно на первый взгляд, это не одно и то же). Условие: выйти в море до 31 октября 1968 года, вообще не касаться суши и не получать сторонней помощи.

Дональд Кроухерст, для знакомых Дон, владелец переживающей не лучшие времена компании Electron Utilisation, житель города Тейнмута, отец троих детей и муж одной жены, заражается идеей и заражает ей парочку спонсоров и журналистов. Он обещает выдавать на лично усовершенствованном тримаране невиданную среднюю скорость в 9 (а то и все 15) узлов. Почему бы не слишком опытному благородному Дону не сразиться и не победить? Несмотря на проволочки и недоработки, 31 октября Дон надевает жёлтый дождевик и под улюлюканье немногочисленной толпы (Тейнмут – небольшой городок) ступает на борт. Уж мы-то после романа Стивена Кинга «Оно» знаем, что запускать кораблик в жёлтом дождевичке – очень плохая идея. Но до того, как мир узнает историю малыша Джорджи Денбро, ещё целых 18 лет, и Дональд Кроухерст поднимает парус.

Вопрос, справится ли Колин Фёрт с большой соло-ролью, закономерен. Даже не забывая об «Оскаре» за «Король говорит!», мы привыкли воспринимать Фёрта скорее как красавца-мужчину, нежели великого актёра. Ответ на этот вопрос: «в целом да». Мелким шрифтом после звёздочки добавим, что «Гонка века» – это не «Изгой»: она и на 40 минут короче, и главная роль не так ярко выражена – в сценах на яхте герою помогают флэшбеки и внутренний закадровый голос. Задача актёра была не просто необычной для фильмов о спортивном или околоспортивном преодолении, а даже обратной. Колин воплотил образ энтузиаста, стремительно теряющего веру.

Дон Кроухерст, во всяком случае, кинематографический – не слишком решительный человек, и его жена научилась восхищаться тем, что он «способен передумать». Но мечтают не только мачо. А мечты, по словам не гнушающегося афоризмов Дона, это семена действий. Из семян Кроухерста выросла авантюра. За месяцы подготовки он, безусловно, понял это сам, в последний момент уняв гордость и почти приняв крушение мечты, но не найдя сил разрушить обязательства (условия договора с главным спонсором никак не подразумевали отказа). Иногда наступает момент, когда ничего не помогает – ни слова, ни даже дела. Обстоятельства набирают силу, и эта сила становится непреодолимой.

Уже на второй день гонки Дон (здесь мы немного перефразируем известную в узких кругах шутку), обнаруживает, что быть яхтсменом-одиночкой ему больше не хочется. Он блюёт за борт, режет ладони и вычёрпывает зачёрпнутую судном воду. Следующая известная цитата будет точной: «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». В погоне за тремястами фунтами от родного муниципалитета Кроухерст называет тримаран «Teignmouth Electron», и тот плывёт соответственно, скучно и медленно, скрипя, подтекая прокладками и не желая становиться круче 60 градусов к ветру. Подталкиваемый одиночеством (всего он провёл в море 7 месяцев) и отдавшись на волю безумной идее, Дон сваливается в отчаяние. Колин Фёрт небезуспешно старается его изобразить, а помогают ему на этот раз растрёпанные волосы и клочковатая борода (бегающие глазки – это уже он сам). А потом Дон скользит ещё глубже.

Идея экранизировать такую нестандартную историю кажется смелой для коммерческого кино. Даже слишком смелой для крупных студий. В результате производством занялась BBC, и конечный продукт визуально выглядит чуть мелковатым для больших экранов: как будто какая-нибудь знаменитая бибисишная документалка, только уже к шестой серии, когда все немного устали. Или как т.н. dramatization реальных событий. Фильм «Вселенная Стивена Хокинга», который тоже снял Джеймс Марш – гораздо более киношное кино. Хотя и в документалистике Марш отличился: «Человек на проволоке» – его рук дело.

Зато BBC хорошо сказалась на Рэйчел Вайс, сыгравшей жену Кроухерста. Рэйчел и так дама интересная, а сквозь тёплые британские фильтры она выглядит почти как мумия, то есть, почти как в «Мумии», будто и не было этих девятнадцати лет. Красивая, грустная, играет хорошо и случайную речь проникновенно в финале говорит – прелесть что за Рэйчел.

Выбрав для просмотра «Гонку века», зритель узнает не только глубину пропасти, в которую может угодить завравшийся, задолжавший, одинокий и отчаявшийся яхтсмен-любитель. Кроме ревущих сороковых широт, он (зритель, а не яхтсмен, яхтсмен уже знаком) близко познакомится с лошадиными широтами, ближе к концу поймёт, что неспроста в оригинале фильм называется «The Mercy», а также выслушает ещё парочку простых духоподъёмных афоризмов. «Люди не рождаются необычными, – говорит Дональд Кроухерст, – люди решают сделать что-то необычное». В чём в чём, а в необычности этой истории точно не откажешь.

Дмитрий Белов

В кинотеатрах с 22 марта
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 72 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2018. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Наверх

Работает на Seditio