КЛИП (KLIP)
2012, Сербия, 100 мин.
Жанр: сербская драма
Режиссер: Майя Милош
В ролях: Исидора Симионович, Димитрийе Аранджелович, Никола Драгутинович
Как-то сходу после просмотра этого опуса задумываешься, что зам-министр культуры и вовсе не имеет понятия о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Ведь запретив этот вообще-то, безобидный по нынешним меркам фильм, он не только продемонстрировал свое ханжество и общий низкий культурный уровень развития(впрочем, это довольно распространенная болезнь в нашей стране), но и собственноручно его распиарил. Возможно тот контингент, который в спешке будет скачивать «Клип» со всевозможных интернет-ресурсов, будет разочарован, и это при том, что лента далеко не целомудренная. Просто заглянувшие сюда на огонек порноманы, скорее всего вернуться к своему излюбленному жанру, а прочие пришедшие увидеть какое-то откровение из жизни сербских подростков, останутся голодными ввиду совсем уж скромных художественных достоинств.
По иронии судьбы, только осваивающая режиссерскую профессию Майя Милош опоздала со свой работой… как минимум на несколько лет, ведь и у нас в России ранее вышла стилистически, и даже схожая по смысловой нагрузке замечательная лента «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, так что сравнения приходят в голову сами собой. В центре — история девушки-подростка Ясны, не в меру половозрелой и как следствие, с ветром в голове. В первые минуты донельзя прямолинейного повествования она буквально умоляет на камеру «просто вставить в нее». Еще чуть позже мы узнаем, что главная героиня без памяти влюблена в брутального, и даже скорее недалекого подростка. Поначалу не пропускающего не одной юбки и днями на пролет прожигающего свою жизнь, как и сама Ясна со своими совершенно неразумными подружками, на досуге любившими порасспрашивать о подробностях первого орального акта. Далее стремительный, но действительно запечатленный на камеру минет в туалете, с участием муляжа фаллического символа(так указано черным по белому в титрах), чуть позже потеря девственности в заброшенном доме, и анальный секс уже на квартире у кавалера.
Именно так все в жизни и происходит, с поправкой конечно, на сербские реалии. Ведь здесь никто никого не насилует, не втаптывает лицом в грязь, а совсем напротив, перебравшим и дойти помогут, и в блевотине захлебнуться не дадут. Но и без озлобленности естественно никуда, так что порой обдолбанные парни не забывают друг друга хорошенько отлупить, порой и устраивая погромы в школах, что конечно не в какое сравнение не идет с нравами той самой нации, где собственно и запрещают псевдо-циничную ленту о вечных метаниях еще не выросших детей. Обвиняя ее в чрезмерной пропаганде наркотиков(хотя этого извините, везде навалом), нецензурной брани(до смешного доходит) и порнографическом содержании(при том, что это — далеко не самоцель).
Но к сожалению, на вышеперечисленном сейчас далеко не уедешь, тем более что концептуальным новшеством уже и не пахнет. А собственно, сам месседж до обидного прозаичный, несмотря на сразу несколько заложенных в структуру тем. Так, вечный конфликт уже взрослого поколения с нынешнем представлен довольно бедно. Ну, уныло сгрубила матери, та ей в ответ — до зубового скрежета предсказуемую тираду. Проявила равнодушие к умирающему, как и ее нравственность, отцу — потом все равно все осознала и с готовностью бросилась в отеческие объятия. Все хорошо, и дома, и в жизни личной, когда внезапно такой эгоистичный бойфренд устроил пляски с кровавым поцелуем, не давая своей взбалмошной подруге «пойти по рукам», тем самым как-бы давая понять, что теперь-то ты только моя. Жизнь дерьмо говорите?
Быть может, этим весьма содержательным для некоторых, почти документальном репортажем Милош хотела показать, что кто ищет, тот всегда найдет? Ведь в нашем случае Ясна находит свою любовь, пусть и такую извращенную, но в данном контексте эти отношения кажутся единственно возможными. Главная проблема лежит в том, что некоторыми смелыми техническими решениями, не удалось скрыть то однообразие, которым отдает этот до обидного не динамичный клип. В итоге драматическая часть провисает еще в зародыше, а уже и без этого набившая оскомину социальная подоплека сводит на нет весь антиморализм, в чем-то даже заунывно консервативной работы, появившейся явно исходя из личного опыта самого автора, но никак это не обыгрывающей.
Александр Гофман