ИЗ ПЕКЛА (OUT OF THE FURNACE)
2013, США-Великобритания, 116 мин.
Жанр: триллер, драма
Режиссер: Скотт Купер
В ролях: Кристиан Бэйл, Вуди Харрельсон, Кейси Аффлек, Форест Уитакер, Уиллем Дефо
Довольно забавно наблюдать за тем, как Скотт Купер, человек не выдающихся, если не сказать больше, сомнительных талантов, в течение двух часов пытается развинтить прямую, как стрела, сюжетную линию. В центре триллера – непростые отношения двух братьев, живущих в богом забытом районе штата Индиана. Рассел представлен реалистомЮ смирившимся с привычным ему с детства положением вещей, постоянно сливающим львиную долю своей зарплаты на долги Родни, который, будучи ветераном войны в Ираке, понятное дело, более вспыльчивый и легкомысленный. И вот: первый волею случая попадает в тюрьму, а второй влипает в неприятности с преступным синдикатом. Что будет дальше, додуматься не сложно.
На ум приходит двоякая ситуация, когда о чем-то лучше сказать в лоб, а где-то намекнуть потоньше: но самое главное, важно понимание того, с кем и когда. За примером далеко ходить не надо: сняв проститутку в переулке, на вряд ли будешь стесняться прагматизма в постели только что снятого по дешевле номера, а с дамой сердца при таких раскладах можешь быть записан в сексисты. Купер же, с одной стороны, не то, что не понимает, а просто боится перейти от конкретики к абстракции. Дуализм главного героя лежит на поверхности, а провинциальный оттенок еще больше усугубляет и без того мертвую динамику, и из-за этого, вроде бы как задумывавшаяся душещипательной, сцена всхлипывающих Солданы и Бэйла выглядит так фальшиво.
Начав говорить об актерах, не сразу вспомнишь, где еще из-за невменяемо прописанных персонажей было загублено столько талантов: собственно, Кристиан не был таким деревянным со времен четвертого «Терминатора», Аффлек старается, но изрядно переигрывает, матерые же Дефо с Уитакером не запоминаются вообще ничем. И даже Харрельсон берет свое чистым профессионализмом, хоть как-то оживляя один монотонный эпизод за другим, не смотря даже на то, что антагонист получился не с мясистым характером, а просто скучным: играй его актер менее фактурный, страшно представить, как бы все это выглядело.
И словно этого мало, твердолобость идейного базиса будет давать о себе знать вплоть до финального выстрела, которые тут либо разят в упор, либо не гремят вовсе. Порой даже длинные планы хмурого пейзажа кипящей страстями Америки то и дело выглядят настолько ненужными, что начинаешь рыться в тексте «брать за брата», выискивая подтекст, а в нехитрой моральной дилемме – отсутствующую философию, или, на худой конец, хоть какую-то символику. Но нет, максимум, чего добивается автор, так это скрупулезной стилизации под бесхитростные жанровые образчики 70-х годов, не внешне, но с точки зрения интонации, делавшей материал несколько диковатым. И есть подозрение, что Куперу больше бы подошел уклон в театр абсурда – чтобы у каждого скелет в шкафу, у хорошего парня, допустим, проблемы с потенцией вместо «после тюрьмы никому не нужен», а лысый наркоман с серьгой вонзает топор в чье-то лицо, под задорный рок-н-ролльный мотивчик за кадром. Не зря же в Советах так ценили и западную, и отечественную чернуху: она в разы веселее патологически несуразных повестей о мести.
Александр Гофман