СОЗДАВАЯ МАНЬЯКА
ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ ГРАЖДАНИН (LAW ABIDING CITIZEN)
Жанр: триллер, драма
2009, США, 109 мин.
Режиссер: Ф. Гэри Грей
В ролях: Джейми Фокс, Джерард Батлер, Колм Мини, Брюс МакГилл, Лесли Бибб, Майкл Ирби, Грегори Итцин
ОЦЕНКА: 3,5
Фильм можно расценить как наглядный пример создания среднестатистических маньяков в кино. Речь идет о таких важных героях боевика как злодеи, ступившие на путь порока и преступлений вследствие несправедливости, учиненной в их адрес. Можно вспомнить множество примеров, когда главные антагонисты криминальной ленты в кульминационной сцене срывают с себя маску и извещают противоборствующие им силы о причинах, побудивших их совершить столько недобрых дел. Как правило, такие порывы злодеев расставить все на свои места, оканчиваются поражением для них же. Подобные разглагольствования зачастую отвлекают от достижения цели, а также дает силам Добра передышку и возможность повергнуть противника. Чем больше экранного времени выделяется на раскрытие тайн прошлого, тем обширнее будет повествование и раскрытие персонажа. Знание - ключ к пониманию, а от последнего недалеко и до сопереживания. Здешний маньяк - обыкновенный злодей фильмов про то, как побеждает Добро с кулаками. Смещение акцента фильма на ту боль, что он пережил, не оправдывает его, не снимает клеймо массового убийцы, а его переживания не в силах сделать из триллера драму.
На глазах Клайда Шелтона убили всю его семью. Преступники не ушли далеко и быстро оказались в руках правосудия. Прокурор Ник Райе сделал все, что мог, но система делопроизводства США неидеальна. При всех неоспоримых доказательствах причастности, убийцы не получили сполна. Демократия. Нельзя нарушать права человека, даже если он - жестокий изверг. Потому убийцы на свободе, прокурор на коне, так как не стал доводить дела до слушания и соответственно - не проиграл, ну а гражданин Шелтон убит горем и жаждет мести.
Личные качества Клайда не позволили ему просто взять пистолет и застрелить виновников его горя. Десять лет он вынашивал план грандиозной мести. Десять лет день за днем он понемногу разрушал себя болью и ненавистью. Десять лет (по мнению авторов фильма) требуется для того, чтобы превратить законопослушного гражданина в жестокого маньяка.
Курт Уиммер и Ф. Гэри Грей не постеснялись показать (или придумать) далекую от совершенства работу судебной системы. Когда виновные разгуливают на свободе. Притом, что вина их очевидна для любого. А человек, наказавший убийц собственными методами (пусть и сверхжестокими), не оставивший и следа этого преступления, мигом оказывается за решеткой! В суде побеждает не правый человек, а тот, кто своевременно разживется лучшим защитником. Зал суда -всего лишь сцена театрального представления. Сам механизм правосудия - сложная система сделок между работниками судебной и исполнительной власти с деньгами. Хотелось бы верить, что такое происходит только на экранах, что это всего кинематографический ход. И в данном случае, благодаря его использованию, симпатии зрителей быстро оказываются на стороне Клайда Шелтона. Он имеет право на месть, раз законным путем не добился справедливости! И кажется, что у Ника Раиса, вступившего в борьбу с ним, немного шансов в глазах простого обывателя. Но сохранится ли баланс симпатий к финалу картины?
Новоявленный мститель использует все те же лазейки в законодательстве, что и те люди, которых он убил. Он показывает, что пусть хоть весь мир знает о том, что это сделал он, наказания удастся избежать. Он доказывает (в том числе и самой судье), что система прогнила насквозь. Он использует все возможности для того, чтобы показать свое превосходство над всеми. И это единственный любопытный аспект фильма.
Роль Шелтона исполняет любимец женской аудитории Джерард Батлер, поразивший сердца образами Призрака («Призрак оперы»), Дракулы («Дракула 2000») и царя Леонида («300 спартанцев»). Можно сказать, что Батлер не показал абсолютно ничего нового, но притом на фоне флегматичного Джейми Фокса смотрелся более выигрышно за счет своей харизмы и брутального обаяния. Лауреат премии «Оскар» выглядел бледной тенью второго плана в образе прокурора, терпящего болезненные удары судьбы, или, если угодно, коварного преступника. Из прочего актерского ансамбля выделить больше и некого.
«Законопослушный гражданин» недалеко ушел от боевиков со сменой ролей Плохой -Хороший по ходу действия. Назвать его простым экшном сложно ввиду небольшого количества сцен, определяющих жанр. Полноценным триллером он также не является, так как не нагнетает необходимого напряжения. Драма? Ну какая же это драма? История маньяка в классическом понимании этого слова. Ему уже не нужна месть, она ведь ничего не вернет. Он одержим убийством. И очень важным симптомом тут является то, что он сам хочет, чтобы его остановили. Но сдаваться просто так не намерен. И уже ничем нельзя оправдать его действия, мир всегда останется несправедливым, а общество продолжит создавать таких же монстров. Вся остросоциальная окраска фильма - ход для привлечения симпатий на сторону главного отрицательного персонажа. Если отнять это, то останется малоинтересная история о противостоянии хорошего прокурора и плохого убийцы.
Ренат Гарипов
ЕСТЬ МНЕНИЕ...
Мощный сценарий подпитан отменной актерской игрой, и развитие сюжета непредсказуемо. Уж не знаю, каков здесь след Батлера как продюсера, но фильм получился смачным.
Сюжетные перепетии угадываются с большим трудом, а концовка исполнена довольно своеобразно.
«Законопослушный гражданин» - эффектное кино со смыслом, которое даст почву для размышлений и впечатления для глаз.
DenveR^13