МАТРИАРХ (MATRIARCH)
2022, США, 81 мин.
Жанр: мистика, ужасы
Режиссёр: Бен Стейнер
В ролях: Джемайма Рупер, Кейт Дики, Сандра Пол, Саймон Микок, Кристина Коул, Франс Эшман
«Матриарх» – полнометражный дебют Бена Стейнера, который до этого был известен по многочисленным короткометражкам. Возможно, и этот сюжет стоило уложить в 20-30 минут, а не растягивать почти на полтора часа, ибо в «Матриархе» присутствуют все недостатки малобюджетных независимых хорроров, многие из которых проходят мимо кинотеатров, так что широкий зритель даже не подозревает об их существовании.
Первый фильм Бена Стейнера не стал исключением – он вышел на платформе
Hulu и скорее всего благополучно забудется, став наполнителем многочисленных трекеров. Сюжет развивается настолько медленно, что нетерпеливый зритель выключит, едва ли досмотрев до середины. Ведь если не нужно писать рецензию, зачем тратить время на очевидную ерунду. Хоррорман же сразу заподозрит определённое влияние поздних работ Тоуба Хупера, неизмеримо более интересных, таких как «Морг» (2005) и новелла из второго сезона «Мастеров ужасов».
Чёрная субстанция, похожая на нефть, которая сочилась из героев, медленно поглощала их в «Матриархе», позаимствована Стейнером из работ Хупера, причём малоизвестный постановщик показал себя усердным копиистом – перенёс бережно и аккуратно даже сцены в подземелье из «Морга». Можно также вспомнить «Турецкое седло» Фреда Фогеля – именно эта субстанция сидела в голове вернувшегося с Иракской войны солдата, заставляла его убивать на «гражданке». И, конечно, не обошлось без влияния таких хорроров 1980-х, как «Глаз демона» и «Школа зомби» (оба – 1987), откуда режиссёр заимствовал нестареющих членов секты.
Ну а что же добавил постановщик от себя? Увы, немного. Кроме чрезвычайно медлительного развития событий и отсутствия всякой атмосферы, нововведением Бена Стейнера является зрелая главная героиня, которую играет интересная англичанка Джемайма Рупер. Её персонаж постоянно пьёт, злится, страдает от одиночества, чьи корни уходят в непростые отношения с матерью (которую, кстати, играет Кейт Дики, лишь на десять лет старше Джемаймы). Наивная надежда зрителя на то, что лента Стейнера после звонка матери персонажа Джемаймы Лауры получит ускорение и станет увлекательной, растают, как дым, сразу по приезду Лауры в сельскую местность. Кроме истеричных выяснений отношений с матерью и неясных намёков режиссёра на принадлежность всех сельчан к секте, в «Матриархе» больше ничего нет, включая феминизма, что как бы подразумевает его название.
Да и о каком феминизме можно вести речь, если главная героиня – страдающая алкоголизмом истеричка, которая срывается по поводу и без. На фоне Лауры её мать Селия выделяется в лучшую сторону. Талантливая Кейт Дики, которая не раз играла в независимых хоррорах, включая «Ведьму» Роберта Эггерса, легко воплощает образ двуличной женщины, под личиной примирения с дочерью лишь жаждущая затащить её в свои ритуалы.
Как многие независимые хорроры, «Матриарх» выглядит унылым, когда должен казаться если не страшным, то таинственным. Собранный из мотивов других лент, «Матриарх» представляется сплошным штампом, наглядным пособием, как не надо снимать фильмы о сверхъестественном. Сложно сказать сможет ли он окупить себя, однако, с него точно не следует начинать знакомство с целым подразделом хорроров о таинственных сектах и тайнах прошлого.
Да и какой же это хоррор, если его просмотр вызывает прямо противоположные эмоции: вместо интереса – скуку, вместо тревоги – уныние, и вообще кажется вымученной работой, как будто созданной в рамках трудовой повинности. Есть большая вероятность, что больше имя режиссёра мы не услышим, как это не раз происходило с другими дебютантами, которые, как и Стейнер, не определились с тем, что и о чём они хотят снять.
Андрей Волков
В Сети с 21 октября