Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Чёрный чай
Автор: Антон МинасовДата: 22.10.2024 04:08
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ЧЁРНЫЙ ЧАЙ (BLACK TEA)
2024, Франция-Люксембург-Тайвань-Мавритания, 110 мин.
Жанр: мелодрама, драма
Режиссёр: Абдеррахман Сиссако
В ролях: Нина Мелу, Чан Хань, Майкл Чан, У Кэси, Жаклин Чжу


Айа (Нина Мелу) сбегает из-под венца, сказав сосватанному родственниками жениху волевое «нет, ты и сам ведь не хочешь», и оставляет родной Кот-д'Ивуар, чтобы переехать в Гуанчжоу и устроиться там работать в традиционный чайный магазинчик. По ряду интересных колонизаторских предпосылок и в Африке, и в Китае могут говорить на французском, поэтому языковой барьер не становится препятствием для романтической связи с владельцем магазина, женатым отцом семейства Кайем, который ещё и заметно старше своей новой сотрудницы. И да, именно её Кай совершенно бесцеремонно (лингвистически это особенно бьёт по традициям востока в отношении горячего напитка) нарекает чёрным чаем.

Кажется, решая снять своё собственное «Любовное настроение» со смартфонами, африканец Абдеррахман Сиссако действительно считал, что секрет кар-ваевского успеха был в китайцах. Несмотря на формально современный сеттинг, героиня переезжает будто не просто в другую страну, но в прошлое: этот подвальный магазинчик, старый уютный ресторан, характерные красные абажуры, вечные сигареты, интерьеры, чайные церемонии, даже одежда – всё словно реквизит для съёмок середины XX века, с которого любовно сдули пыль и аккуратно разложили в кадре, подмигивая зрителю.

Видно, как авторы стараются сделать свою историю тонко романтичной, как иносказательно, почти шепотом, пробуют перефразировать избитый в общем-то сюжет про дилемму женщины, идущей на свидание с женатым. Но чтоб вы понимали, здесь для метафоры интрижки между азиатом и африканкой на полном серьёзе добавили кадр с золотой и чёрной рыбкой, а ближе к финалу нечаянно экранизировали эпизод «Щас спою» из мультика «Жил-был пёс». Сценарию просто не хватает сцепления, он недостаточно плавный, недостаточно недосказанный, он может обвалиться в буквализм из символизма за одну минуту, а потом вернуться как ни в чём не бывало.

В своё время «Любовное настроение» получился холодным фильмом в тёплых цветах, там и впрямь витало настроение, но не было любви, и это хорошо работало: между героями должна была находиться призрачная стена, и зрители чувствовали её почти в каждом кадре. Персонажи медленно прислонялись к невидимой преграде лбами и не могли полностью достучаться друг до друга, от того романа стоял ком в горле, тот роман всегда был почти-состоявшимся, герои тянулись друг к другу, но не могли прикоснуться. В «Чёрном чае» по начальным условиям стена должна была стать ещё прочнее, но она совсем не ощущается, потому что персонажи, кажется, и не пытаются преодолеть препятствие между ними, они не влюблены и не обижены, не на распутье и не в отчаянии. Это словно чайная церемония, которую иностранцы подсмотрели у китайцев и теперь показывают своим друзьям, размеренно, по учебнику, но совершенно ничего не чувствуя.


Антон Минасов

В кинотеатрах с 17 октября
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 513 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio