Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Американец (The American), 2010
Автор: Сергей СысойкинДата: 04.12.2010 16:50
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
ОТВЕРЖЕННЫЕ УБИЙЦЫ В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ЧИСТИЛИЩЕ


АМЕРИКАНЕЦ (THE AMERICAN)
Жанр:
триллер, драма
2010, США, 105 мин.
Режиссер: Антон Корбайн
В ролях: Джордж Клуни, Ирина Бьёрклунд, Ларс Эльм, Паоло Боначелли, Йохан Лейзен

ОЦЕНКА: 3

В кинематографе, как и в жизни все повторяется. Вроде бы французская новая волна сошла на нет еще в 60-х, но тени прошлого иногда отчетливо проявляются в современном кино, надолго отравленного постмодернизмом. Новая лента Антона Корбайна «Американец», претендующая на лавры арт-мейнстрима, но больше похожая на фотоэкспозицию в модном салоне, тем не менее, оглядывается назад, временами отстраняясь от своей вылизанной до блеска картинки и статичных модельных планов, годных лишь для показа на канале Fashion TV.

Корбайн, известный как штатный фотограф ряда музыкальных групп 80-х снимает так, как будто кинематограф не был изобретен вообще – привычный жанровый нарратив режется на десятки отдельных кадров, которые смело можно вешать на стенку и любоваться как отдельными экспонатами, забыв про цельный видеоряд и связную логику повествования. Джордж Клуни или мистер Мотылек, как всегда импозантный и немногословный, фотографирует бабочек, иногда прерываясь на заказные убийства.

«Американец», основанный на книге британского новеллиста Мартина Бута «Очень скрытный джентльмен», напоминает скупой трафарет. Антон Корбайн, не привыкший глубоко копаться в психологии персонажей (и его предыдущий «Контроль» яркий тому пример), выбрасывает намеки на глубину характеров, долгие и вязкие диалоги, лишая главного героя английского аристократизма и чувства юмора и оставляя только фактурную европейскую глубинку, где наглухо затерялась привычная многим христианская мораль. Уставший от праведных трудов Джек, он же Эдуардо, решает сбежать в Италию, подальше от любопытных глаз. Корбайн скупо выдает по кусочкам обыденную жизнь киллера – вот Джек собирает из подручных материалов оружие на заказ, вот целит из объектива красоты итальянской глубинки, вот безмолвно предается утехам с красивой проституткой на фоне красных апартаментов.

Люди, попавшие в объектив камеры голландского фотографа, становятся незначительными, частью интерьера, который можно легко передвинуть на задний план, чтобы не портить потрясающий общий вид. Отчужденность героя Клуни проступает даже на национальном уровне – в кафе настойчиво звучит попсовый хит Ренато Карозоне "Tu vuo fa i`americano" или гламораму Корбайна прерывает жестокий хит Серджио Леоне «Однажды на диком Западе». Новый свет чужд Италии, даже несмотря на кросскультурные связи, и эта разница проговаривается режиссером в тексте полотна – «Вы, американцы, не знаете прошлого, а думаете лишь о настоящем».

«Американец», лишенный человечности в угоду маньеризму и красоте, тем не менее, черпает вдохновение в богатой христианской семантике. Джек, бросивший привычный уклад жизни и уставший от бесконечного бега и одиночества, встречается на очередном жизненном отрезке, не с людьми, но с символами. Святой отец, глаголящий о невозможности человеческого существования без любви, босс Джека Павел, несущий истину язычникам пророк, и порочная, а вместе с тем святая Мария Магдалина, готовая принять на себя все тяготы земной жизни убийцы. Небрежно раскиданные по фильму знаки и навязчивые в своем повторе символы, надежно скрепляются незримым клеем страдания и отверженности, придуманным и запатентованным еще Микеланджело Антониони.

Неприкаянность и ненужность миру киллера-Джека подчеркивается крупными планами, где человек теряется на фоне древней архитектуры словно бы несуществующего города, растворяется в людском потоке, выполняющем затхлый и пустой многовековый обряд. Итальянский заштатный Абруццо, кажется, наследует черты и назначение бельгийского городка Брюгге Мартина Макдонаха, превращаясь из статичной живописной провинции, где не ступала нога кинематографиста, в нечто наподобие промежуточного мира между раем и адом, где блуждают уставшие грешники в надежде получить прощение за земные злодеяния.

В этом, наверное, и заключается главное достижение Корбайна, наравне с Макдонахом вернувшее экзистенциальному убийце пусть и не клетку с желтой канарейкой, но ощущение нереальности реального мира, ссорящегося с самим собой и порождающего куда большие злодеяния, чем способен внести отдельный персонаж, придуманный представителем новой волны Мельвиллем или тюнингованный постмодернистом Джармушем. Именно с последней работой несгибаемого Джима и рифмуется глянцевый "Американец". Пусть злые языки и припоминают Клуни рекламу Nespresso, а также коренные различия в количестве чашек кофе на столе, стоит отметить, что излишний символизм Корбайна отлично дублирует художественный минимализм Джармуша, выводя простую аксиому о том, что сказать об одном и том же можно по-разному. И главное не как, а что.

Сергей Сысойкин
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 37 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2017. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Наверх

Работает на Seditio