Название номинации на первый взгляд оксюморонное – в сущности как можно оценить то, что не заметил. Однако, здесь оксюморон лишь внешний – в этой номинации те фильмы, о которых вроде бы слышали, но смотреть как бы не торопились, и посмотрели их лишь по какой-то случайности, почти проведению, поскольку в итоге не пожалели.
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ, КОТОРЫЙ ВЫ НЕ ЗАМЕТИЛИ:
ДИКОЕ ПОЛЕ
НЕМНОГО НЕ ДОТЯНУЛ:
ВОЛЧОК
ПЫТАЛСЯ, НО НЕ СМОГ:
ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ
Пожалуй не случайно, что первое место в этом коротком шот-листе заняло именно «Дикое поле». Несмотря на то, что оно тихо прокатилось по европейским кинозадворкам: Лиссабон, Марракеш, Коттбус, Гётеборг и др., в России фильм получил признание от профессионалов, завладев в избытке и «Золотыми орлами», и «Никами». Но фильм мог совсем остаться незамеченным и не только потому, что это российский кино, чья репутация справедливо отдает депрессией и безвкусицей, но и потому что прокат его был ограниченным и вышел он после зимних каникул, когда еще продолжали греметь голливудские побрякушки. Ситуацию во многом выправил «Закрытый показ» на «Первом», прошедший уже после выхода DVD. К сожалению, приходится сказать, что и преждевременная смерть Михаила Калатозишвили (режиссера) тоже, как это часто водится, сыграла на популярности.
Но чего же в «Диком поле» такого особенного, что позволило ему взобраться на первое место нашего хит-парада? Ведь режиссер, в сущности, не затер временнОе клеймо 90-х со сценария Луцика и Саморядова, и среда там дикая как наша жизни и те же похмельные лица, от чего мы и так изрядно устали. Наверное, дело в том, что он очень любил своих героев, что душу в них вложил и при этом постарался гармонизовать эту чертову реальность, внести в нее какой-то порядок, а не запугивать зрителя и вогнать в депрессию, думая, что ему слишком спокойно живется в такой счастливой стране.
Пожалуй, этим и грешит, занявший второе место «Волчок», отмеченный «Кинотаврами» и «Белым слоном». Профессиональный дебют, режущий гиперреализмом по живому, не предложил кроме гиперреализма ничего живого, что можно было бы полюбить, вдобавок закольцевав жизненный круг этой безнадеги, царящей на экране. Не сыграла на популярности и исключительная заборная лексика героев ленты, и элементарный выход в конце года.
С позиции проката можно оценить и место «Похороните меня за плинтусом» в призовой тройке. Фильм вышел только в декабре 2009 года, а DVD появилось в 2010-м. Да и в кинематографическом плане самое выдающееся в этом фильме – роль Нины Крючковой. Да, кино сделано неплохо и с любовью, но высокий истерический градус происходящего, минимальная драматургия, которая заменяется глубокой трагичностью судеб главных героев, во многом не дали этому фильму получить достойную оценку нашего коллектива.
Артем Веретило
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<