ВСТУПЛЕНИЕ, ИЛИ 8 МНЕНИЙ О 2010-М
ИГОРЬ ТАЛАЛАЕВ, главный редактор:
В 2010-м все было просто: 3D и сиквелов – обязательно в 3D! – стало еще больше, и то, чем я пугал вас в прошлом году (отечественное тридэ, бессмысленное и беспощадное), стало явью, оказавшись именно таким бессмысленным и беспощадным, как и было предсказано. Хороших фильмов в абсолютном количестве меньше не стало – чем больше в мире снимается картин, тем выше шанс, что среди них отыщутся и достойные экземпляры. Советую обратить внимание на Швецию; голливудцы стали подозрительно часто пытаться сляпать на основе европейского материала что-то
понятное своему зрителю,
попроще, погламурнее. И если Швеция может выдавать качественное кино, то для России тем более еще не все потеряно – и
награды на Берлинском кинофестивале это подтверждают. Только заклинаю – не поддерживайте
наши идиотские ромкомы, в которых все завязано на стразах и сексе. Если этот киношлак потеряет зрительскую поддержку, продюсерам придется придумывать что-то новенькое для получения прибыли, а т.к.
хуже уже просто некуда, изменения пойдут нашему массовому кинематографу только на пользу.
Составить личный топ-3 просмотренных фильмов было непросто, и где-то на его задворках находятся финчеровская «Социальная сеть» и скорсезевский «Остров проклятых». Увы, конкуренция была слишком высока, и отметить их могу только в скобках. Хотя, что это я говорю «увы»? В 2010-м вышло больше трех достойных фильмов (и среди них даже отечественные!) – значит, все не так уж и плохо, жизнь продолжается. Обидно, что несколько отличных фильмов («Король говорит!», «Черный лебедь», «127 часов»), которые при ином раскладе можно было бы рассмотреть в Итогах-2010, перебрались на 2011 год, но с другой стороны – уже сейчас мы точно знаем, что в 2011-м нам будет из чего выбирать.
Личный топ:
1) Начало
2) Господин Никто
3) О чем говорят мужчины
АЛИНА ЕРМОЛАЕВА, редактор раздела «Экспертиза»:
Странный выдался кино-год: большинство громких премьер не оправдало даже самых скромных ожиданий, зато то и дело под руку попадались весьма любопытные менее известные проекты, правда почти все они были выпущены в 2009-м (как минимум) и больше года добирались до российских экранов. Довелось посмотреть очень много
красивых, но совершенно пустых фильмов, в которых визуальное пиршество лишь в редких случаях становилось чем-то большим (или пыталось казаться таковым). То же касается и анимации – яркая картинка, тонны юмора, обязательное 3D и вездесущее воспевание семейных ценностей. Ни душевности, ни тонкости, ни оригинальности. Была, конечно, «Принцесса Мононоке» от Миядзаки, но ленту, созданную в 97-м и по каким-то странным причинам только-только добравшуюся до России сложно назвать новинкой года. С российским кино тоже все как всегда: с одной стороны кино развлекательное, с другой что-то (псевдо-)умное, а где-то посередине пафосная лента (
«подарок ветеранам»), вся беда которой в том, что ее
вообще не стоило снимать…
Лично мне наше развлекательное кино в этом году понравилось намного больше, разнообразнее оно стало, познавательнее. Во-первых, теперь
мы наконец-то узнали о чем же говорят мужчины в отсутствии женщин, а во-вторых, оказалось, что эти самые мужчины, вернее один мужчина, некто Г. Сукачев способен снять самый милый девчаковый фильм о первой любви и хиппи (или наоборот, о хиппи и первой любви). Единственное, что с каждым годом настораживает все больше – это процентное соотношение оригинальных картин с сиквелами/приквелами/ремейками, что ни фильм, то продолжение известной франшизы или вольная переделка успешной ленты. Хочется, чтобы новые смелые идеи чаще посещали (или
внедрялись в) светлые головы режиссеров.
Личный топ:
1) «Начало»
2) «Социальная сеть»
3) «Господин Никто»
ДМИТРИЙ ФРОЛОВ, редактор раздела «Скоро в кино»:
Для меня 2010 год запомнился ускоренным темпом развития технологии 3D в кинопроизводстве. Новый формат кино повлек и внушительные сборы, ведь билеты на 3D-фильмы стоят значительно дороже. Но зрители, так до конца и не разобравшиеся в плюсах и минусах новой технологии, готовы отдавать свои деньги почти за все, где есть чарующая метка «3D». Это и омрачает, ведь зритель в неудобных очках так и не сможет разглядеть по-настоящему достойные фильмы, снятые в старом привычном формате. Но на удивление радует то, что самый кассовый фильм в истории кинематографа в марте ушедшего года, так и не получил главный «Оскар», а значит, может быть,
еще не все потеряно, и мода на новый формат кино погаснет так же быстро, как и вспыхнула, ведь 3D – всего лишь яркая обертка для любого кинофильма.
Личный топ:
1) «Остров проклятых»
2) «Повелитель бури»
3) «Счастье моё»
АНТОН МИНАСОВ, редактор раздела «Новинки проката»:
Может это и странно, но 2010-й запомнился тем, что
фильм братьев Коэн вышел в 2009-м. Благодаря отечественным прокатчикам, судя по всему, в наступившем году нас ждет
тот же анахронизм с теми же фамилиями. Еще запомнилось косвенное нечаянное противостояние Бойла (его, кстати, тоже кинули на 2011-й) и Родриго Кортеса, в котором Дэнни показал всю силу и превосходство настоящей режиссуры и качественного монтажа/саунда, а Джеймс Франко Рейнольдсу – свое более впечатляющее преобразования из простой радости школьниц в актера, способного на длительные перфомансы. Помимо вышеперечисленного, разумеется: возвращение Такеши Китано к тем корням, которых у него никогда не было; братья Штраусы стырили материал у Либесмана и чуть не провалились; ДиКаприо сыграл одну и ту же роль в двух разных фильмах; Кроу круче всех не потому, что он теперь еще и Робин Гуд, а потому что
помог жене бежать из тюрьмы.
Личный топ:
1) «Серьезный человек»
2) «Социальная сеть»
3) «Монстры»
ИГОРЬ СНЕГИРЕВ, редактор раздела «Анимация»:
Если 2009-й был годом «Аватара», то последовавший за ним, где все еще гремел фильм Кэмерона, но то было давно и неправда, многие поспешат назвать годом «Начала». Конечно, тут бы отойти от первого просмотра (или сразу нескольких, так как
фильм озадачивает и манит к себе снова), ознакомиться с не вышедшими у нас картинами Коэнов и Аронофски, да и вообще посмотреть побольше того кино, какое принято называть «не для всех». Но и тогда нет никакой гарантии, что «Начало» не останется на вершине топа. Фильм, расположившись на пересечении почти параллельных прямых зрелищного / эмоционального и интригующего / умного кино, действительно, крут. Остальное – досужие домыслы.
Если закругляться, то лично для меня 2010-й стал, наверное, годом ДиКаприо (работа в фильме Скорсезе также
весьма хороша) и… компьютерной мультипликации, когда три студии-мейджора выпустили чуть ли не лучшие свои анимационные фильмы: «Как приручить дракона», «История игрушек 3» и «Рапунцель».
Личный топ:
1) «Начало»
2) «Остров проклятых»
3) «История игрушек 3»
АЙНА КУРМАНОВА, редактор раздела «Другое кино»:
Очевидный выбор фильма года 2010 и заодно лучшее завершение десятилетия, ознаменованного убиванием времени в контактиках и прочих инет-загончиках – «Социальная сеть» Дэвида Финчера. Менее очевидный и непопсовый выбор от редактора «Другого кино», но проняло даже больше – мизантропический сай-фай «Химера» (Винченцо Натали по обезбашенности дотопал до молодого Кроненберга, уж поверьте), ну и медитативное схождение в ад – «Вальгалла. Сага о викинге» – датчанин Рефн дотопал и до Америки, и прямо таки до херцоговского уровня безумия. Из приятных минибонусов – долгожданный выход у нас мультиков «Идиоты и ангелы», «Бесподобный мистер Фокс» и «Тайна Келлс». Лучшей документалкой оказалась лента Бенкси «Выход через сувенирную лавку», а вот все остальное (по крайней мере, из того, что я смотрела) нужно выкинуть, как хлам через окошко или сжечь в камине, ради наступления новой эпохи счастья, гармонии и изобилия. -)
Личный топ:
1) «Вальгалла. Сага о викинге»
2) «Химера»
3) «Социальная сеть»
ЮРИЙ ХАМНАЕВ, редактор раздела «Культовое кино»:
Год был чертовски насыщенным. Братья Коэны сняли один из своих лучших фильмов, Кристофер Нолан снял независимую картину с голливудским размахом, Сильвестр устроил мощнейший
«I’ll be back» всем героям видеопрокатов 80-х. Финчер в очередной раз снял кино-не-от-Финчера, «ТРОН» оказался красивейшей пустышкой, а маленькие девочки ругались матом как сапожники. А также было дикое засилье тридэ, мерзкое кино о великой победе, и, разумеется, самое главное – журнал «25-й кадр» вышел, наконец, в печать.
Личный топ:
1) «Серьезный человек»
2) «Начало»
3) «Город воров»
ВЛАДИСЛАВ ЛОБАЧ, редактор раздела «Новости кино»:
Прошедший кино-год оставил после себя чувство незавершенности. Вот краткий список картин, которых наши российские прокатчики лишили нас в 2010-м году: «Черный лебедь», «Железная хватка», «127 часов», «Боец», «Король говорит!». Каждая из них могла войти в топы лучших фильмов года да и большинство из них, уверен, войдет, но уже нескоро. Вот что обидно. Как обидно и за обновленную «Команду А» - один из ярчайших комедийных боевиков последних лет, с трудом отбившего свой немаленький бюджет, что оставляет минимальные шансы на появление сиквела. Обидно за Фредди Крюгера, получившее бездарную перезагрузку. Обидно за нашу историю, над которой поглумился Михалков. Обидно за время, потраченное на просмотр таких «кино-творений», как «Солт», «Мачете» или «Овсянки». Куча разочарований, в общем. Обычный такой кино-год. Как всегда.
Личный топ:
1) «Социальная сеть»
2) «Серьезный человек»
3) «Команда А»
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<