От родной земли до седьмых небес
Яростно и звонко звучало «Победа»!
«Гражданская оборона»
9 мая – день радости и скорби. День, омытый кровью павших в боях за мирное небо над нашей землей. День, пропитанный слезами счастья, за тех, кто вернулся, и боли, за тех, кто так и остался лежать на полях отгремевших сражений. Этот день – нечто большее, чем простая красная дата в календаре. Это день памяти о тех ужасах, что довелось пережить нашим отцам и матерям, дедушкам и бабушкам, братьям и сестрам. Это день памяти о тех, поистине героических подвигах, что совершались за наше с вами настоящее. Эти подвиги навсегда останутся в анналах истории, увековеченные в памятниках из гранита, бумажных страниц, метров целлулоидной пленки. Фильмов об этой войне превеликое множество. Хороших и не очень, великих и халтурных, искренних и поверхностных. Спросите любого прохожего на улице и он, не задумываясь, назовет вам пять-шесть представителей жанра. А что же анимация? Здесь тоже встречаются, пусть и не такие известные, но, тем не менее, интересные экспонаты. Причем репертуар достаточно широк от агитационных короткометражек до поздравительных открыток. Тут есть даже полнометражное фэнтези. Смотрим?
На дворе 1942 год. Войска фашистской Германии усиленно движутся вперед. Чтобы как-то укрепить боевой дух солдат антигитлеровской коалиции, агитационная машина стран участниц конфликта запускает в прокат ряд анимационных роликов. Помните окна роста Маяковского? Забудьте! Это вчерашний день. Это скучно и статично. Агитационные мультфильмы - вот апофеоз пропаганды. И если для западной анимации подобные мультфильмы были чем-то новым, то советский союз просто возвращался к своим истокам. Напомню, исторически сложилось так, что западная анимация вышла из газет с комиксами, в то время как предтечей советских мультфильмов стали именно плакатные агитки. К таким агитационным манифестам относится короткометражка "Киноцирк". В этом цирке нам демонстрируют три сатирических номера -аттракциона, главным действующим персонажем которых является Адольф Гитлер. В первом аттракционе он прикармливает в кафе «Новая Европа» своих голодных псов - Муссолини, Хорти, Антонеску, готовых перегрызть друг другу горло за объедки со стола. В другом номере Адольф посещает могилу Наполеона, в надежде получить благословение и совет по захвату мира. Но вместо напутственных слов, слышит от Бонапарта предложение лечь рядом в гроб пока не поздно. Венчает эту клоунаду выступление Гитлера-жонглера, подбрасывающего горящие факелы на бочках с порохом. Стоит заметить, что американские аниматоры мало чем уступали советским коллегам по анимационному цеху. Так в 44 году в цикле "Merrie Melodies" выходит эпизод "Русская рапсодия". Здесь, раздосадованный на то, что немецкие бомбы не достигают своей цели, Гитлер лично летит бомбить Советский Союз. Однако в полете самолет диктатора подвергается атаке бесят, весело напевающих, что они гремлины из кремля. В считанные минуты гремлины разбирают самолет по винтику, а в довершении пугают Гитлера маской Сталина. Естественно, художественная ценность подобного материала весьма сомнительна. Но покушений на бессмертие здесь и не наблюдается. Созданные в конкретное время с определенной целью, они были списаны в архивы, едва выполнив поставленную задачу.
В послевоенные годы тема Великой Отечественной войны не так уж часто поднималась в анимационном искусстве. Навскидку вспоминаются лишь «Солдатская сказка» (1983) и «Воспоминание» (1986). «Солдатская сказка» является экранизацией рассказа Константина Паустовского «Похождение жука-носорога». В нем мальчик дарит отцу весьма необычный подарок. В коробке из-под спичек мужчина, отправляющийся на фронт, находит жука-носорога. Солдат и жук вместе проходят через войну, не раз выручая друг друга в минуты опасности. «Воспоминание» затрагивает иные ноты военного конфликта. Этот мультфильм рассказывает о воспоминаниях женщины. Война застала ее в совсем юном возрасте. Забравшись в полуразрушенную школу, она играет в урок с воображаемыми зверятами. Сложно передать то чувство, от которого начинает щемить сердце, а к горлу невольно подкатывают слезы, в тот момент, когда ребенок, глядя на советские танки, радостно кричит «Наши! Наши приехали!».
Сегодняшние экранизации Великой Победы, как мне кажется, ставят перед собой две основные цели. Первая, безусловно, это попытка выразить благодарность за подвиг, что совершали наши деды. Такие анимационные ленты пропитаны гордостью за наше отечество, и напоминают поздравительную открытку «С Днем Победы». Наиболее яркий представитель такой категории мультфильмов - это короткометражка «Василий Теркин», снятая по мотивам одноименной поэмы Твардовского. Жаль, полного метра не получилось, но даже те крупицы, что удалось перенести на экран, пропитаны духом произведения. Сложно сказать, что способствует этому больше, то ли нарочито упрощенная, шаржевая графика, то ли удачно подобранное музыкальное сопровождение, состоящее из фронтовых песен.
Цель номер два – привлечь молодую аудиторию к событиям тех лет. При этом в ход идут не агитационные патриотические плакаты, вызывающие скорее отторжение, а модные мистика и аниме. Именно в этом русле и решили испытать себя Михаил Шприц и Алексей Климов, авторы идеи первого российского аниме - «Первый отряд». Идея «Первого отряда» изначально была озвучена в клипе Лигалайза. Под основной мотив танго «Утомленные солнцем» советские пионеры сражаются с немецкими рыцарями. Особо хотелось бы выделить девушку с завязанными глазами, поднимающую меч, - своеобразную цитату известной скульптуры «Родина-мать». Вообще предполагалось изначально сделать эпическую ленту, где пионеры-псионики сражаются с боевыми роботами фашистов. Однако чувство меры вовремя решило посетить сценаристов, и от этой задумки остались только пионеры и духи тевтонских рыцарей, чье появление оправдывается секретными экспериментами «Аненербе». Но не стоит обольщаться, планов на будущее «Первого отряда» вагон и маленькая тележка. Уже сегодня заявлено как минимум три продолжения. Ко второй серии уже написан сценарий, и судя по рассказам, она будет куда ближе к жанру ужасов, нежели фэнтезийная первая часть. Законный вопрос: «Нужно ли такое кино?». Мне кажется, да. Тут дело в том, что не смотря на весь фантастический антураж, в «Первом отряде» присутствуют сцены, как бы сошедшие с фронтовых фотографий. И именно эти сцены, наделенные известной долей метафоричности, делают «Первый отряд» чем-то большим, нежели очередным комиксом на военную тематику. А там, как знать, может молодое поколение и заинтересуется легендами о делах и людях, память о которых будет жить в веках.
|
Комментарии:
1. | lehmr | | 11.05.2011 16:28 |
Военная тема, вообще говоря, нередка в российской анимации. Но уж точно нельзя не упомянуть "Сказку сказок". |
2. | Константин Большаков | | 11.05.2011 17:02 |
lehmr, Вы правы. Просто мне показалось, что анимационная работа Норштейна слишком многогранна для того, чтобы вешать на нее однозначный ярлык "о войне".
Кстати, а какие мультфильмы о войне знаете Вы? Поделитесь) |
3. | lehmr | | 11.05.2011 18:23 |
Насколько я понял, конкретно по поводу ВОВ.
Есть, например, "Легенда о старом маяке". Или "Скрипка пионера". Или "Солдатская лампа". Или "Мир дому твоему". Или "Приключения красных галстуков". Или "История одной куклы". Или "Ничто не забыто".
В общем, есть кое-что. |
5. | lehmr | | 12.05.2011 06:11 |
Они есть в сборке "Агитационные советские мультфильмы". |
6. | Алина Ермолаева | | 12.05.2011 07:23 |
Что-то я этот "Первый отряд" проигнорировала в свое время, надо бы ознакомиться все-таки, спасибо! |
7. | Константин Большаков | | 12.05.2011 07:24 |
Ааа. Знаю такой. Только все руки до него не доходили. Теперь обязательно посмотрю |
|
Онлайн:
0 пользователь(ей), 553 гость(ей) :
|
|