ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИКСТОКАМ
ЛЮДИ ИКС: ПЕРВЫЙ КЛАСС (X-MEN: FIRST CLASS)
Жанр: качественный комикс-приквел
2011, США, 132 мин.
Режиссер: Мэттью Вон
В ролях: Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Кевин Бейкон, Калеб Лэндри Джонс, Николас Холт, Лукас Тилл, Дженнифер Лоуренс, Джейсон Флеминг
ОЦЕНКА: 4,5
Тот факт, что ребут вселенной «Х-men» не обошелся без человека, благодаря которому комикс-экранизации в начале ХХI века вышли на качественно новый уровень не может не радовать многотысячную армию фэнов и сочувствующих мутантской франшизе. В то время, когда перезапуски целых серий теряют на крутых поворотах режиссеров, актеров, а главное магистральную концепцию развития, участие, пусть даже в виде продюсера Брайана Сингера вселяет определенное спокойствие – наработки первых частей «Людей-Икс» не пропадут втуне. Присущий сингеровским работам социальный комментарий, не исчезает и с приходом во франшизу Вона, для которого комиксы точно не являются глупыми разноцветными картинками. Задав определенный «мрачный» стандарт в экранизациях, обескровленные гибелью некоторых ключевых супергероев Иксмены пожинают плоды самолично устроенной мини-революции, ориентируясь уже на новых игроков рынка, типа Бэтмена или Гарри Поттера. Жесткий неореализм – тренд нового времени, не использовать который было бы большой ошибкой.
Как и в любом перезапуске, мутанты не обошлись без некоторых логических несостыковок, которые обязательно заметят истовые поклонники серии. Однако возможно предвидя подобный отклик, авторы страхуются, делая радикальный ход конем, который можно иносказательно примерить на особо ярых противников и поклонников гипотетической новой трилогии. «Отвалите» – всем не угодишь, да и задачи по воскрешению нынче совсем иные.
Как и в «Хранителях», генетически взращенные супергерои становятся равноправными творцами мировой истерии, смещаясь из синусоиды альтернативной истории в более менее структурированную по учебникам. Разборки мутантов в канве карибского кризиса сообщают экранизации графического романа изрядную долю реализма, где намеренно смешивается мифология и исторические события и выносятся за скобки политические распри. Мутанты неотделимы от богатого на сюжеты лихого прошлого столетия, как сиамские близнецы.
Дети ядерного века, иксмены вместе с мутациями на генетическом уровне впитывают грязную кровь породившего их ХХ века, которая яростно бурлит в венах. Мутанты разбиваются небольшими группками на маркированные гетто, модели существования в обществе, повинуясь импульсам нестабильного времени. Это и битники, желающие сохранить свою непохожесть уходом от суетного внешнего мира, духовные пастыри, мудрые и стойкие в своей уверенности сохранить гнилой мир, ведь он куда лучше любой войны. Это и взращенные ненавистью, закаленные воем собак за спиной и горнилами концлагерей. Эти мутанты уже не совсем из касты привычных супергероев – они такие же люди, как и окружающие их, желающие выстроить свой мир вокруг себя и своих единомышленников.
Впрочем, несмотря на социальные заморочки создатели приквела снимают настоящее развлекательное кино без дураков – сцена в аргентинском баре с участием Фассбендера и немецкого «мяса» отсылает к шикарной перестрелке из «Бесславных ублюдков», точечная стилизация по 60-е местами лихо дает Джеймса Бонда и в хорошем смысле этого слова Остина Пауэрса. Хотя, в принципе, впрыскивать в масштабную голливудскую постановку глянцевый трэш и глэм 60-х явно не стоит, но попытка выдержать реалии той эпохи определенно заслуживают похвалы. Намеки на эпичность так и остаются намеками, дозировано чередуясь со сценами экшена и экзистенциального выбора между двух лагерей. Вон и сотоварищи с максимальной пользой используют свои главные актерские козырные карты в новой раздаче. Мрачный и брутальный Майкл Фассбендер (Магнето) и интеллигентный Джеймс Макэвой (Профессор Икс), играют по канонам европейской актерской школы – с выверенными эмоциями, немного суховато, но с твердым убеждением показать даже комиксового персонажа настоящим живым человеком, а не искусно вырезанной картонкой. «Люди Икс: первый класс» в конечном итоге следуют знаменитой фразе британского шпиона Джеймса Бонда, ставшего знаменитым на весь мир как раз в 60-х – «Взболтать, но не смешивать». В этом коктейле есть все, причем практически равными долями: четко, размеренно и уравновешенно. Остается только употребить.
Сергей Сысойкин
ЕСТЬ МНЕНИЕ…
Как сказал Сергей, «не обошлось без некоторых логических несостыковок, которые обязательно заметят истовые поклонники серии». Это так, некоторые сюжетные детали идут вразрез с уже обнародованными в предыдущих частях франшизы и, таким образом, считающимися каноническими. Но сильно ругать за это «Первый класс» не получается, ведь появление сиквела неизбежно. И, возможно, в нем будут даны ответы на наши вопросы. Пока же просто обозначим их.
Внимание, ниже приведены спойлеры! Если не желаете знакомиться с ними – немедленно закройте браузер, выключите компьютер, переведите дух и идите в ближайший кинотеатр.
Как сообщил Магнито в «Людях Икс 2», он помогал Профессору Икс строить «Церебро». По сюжету «Первого класса» же «Церебро» создал Хэнк МакКой. Правда, в ходе стычки мутантов и ЦРУ-шников от этого прекрасного сооружения мало что осталось, а значит, существует вероятность того, что во второй части Магнито и Профессор Икс таки создадут в кооперативе новое «Церебро». Увы, сделать это будет не так просто, ведь в финале «Первого класса» дорожки Ксавье и Леншера, кажется, основательно разошлись.
В связи с этим возникает несостыковка еще и с «Последней битвой», в которой сообщается, что Ксавье и Леншер приехали в дом Джин Грей вдвоем и вели себя довольно дружелюбно. Впрочем, этот момент вполне мог просто остаться за кадром фильма Вона, по сюжету которого Профессор Икс и Магнито вдвоем путешествовали по всем США в поисках мутантов – и вовсе не обязательно было показывать всех найденных одаренных подростков.
Также существует некоторая неувязка с мутацией МакКоя, который оброс синей шерстью уже в приквеле, хотя в «Людях Икс 2» его мельком показывали в нормальном человеческом обличье. Правда, продолжение «Первого класса» может объяснить это, например, сезонным обострением, вернув ему на некоторое время обычный облик. А, может, МакКой сам сможет создать очередное лекарство от мутации. В любом случае – пока все это не серьезные претензии, которые вполне могут усилиться в зависимости от того, что именно нам покажут в следующий раз. Но даже если «косяки» Вона окажутся не исправленными, ничто не изменит того факта, что фильм действительно удался и нашего почетного штампа «Выбор редакции».
Игорь Талалаев