ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА
АВГУСТ. ВОСЬМОГО
Премьера: 21 февраля
Жанр: отечественный блокбастер
Производство: Россия
Режиссер: Джаник Файзиев
В ролях: Светлана Иванова, Максим Матвеев, Егор Бероев, Артем Фадеев, Владимир Вдовиченков, Сергей Газаров, Гоша Куценко, Анатолий Белый
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 3/5
История заимствования Россией западных идей и превращение отечественных боевиков в жалкое подобие блокбастеров - поистине бескрайна. И хотя следует признать, что у России дела с блокбастерами не задались с самой первой попытки, а впоследствии, ситуация так и не изменилась, периодически на горизонте появляются лучи света, символизирующие конец темным временам. «Август. Восьмого» как раз собирается стать одним из таких лучей. Во-первых, проектом занимается Джаник Файзиев, укрепивший свое место в кинематографе, благодаря успешной экранизации книги Бориса Акунина «Турецкий гамбит». Во-вторых, основные события фильма развиваются на фоне, пусть и пятидневной, но войны, а точнее Грузино-Южноосетинского конфликта, произошедшего 8 августа 2008 года. Ну, и главным фактором, который обещает сыграть свою роль во время премьеры, является то, что чуть ли не главное место в фильме займут спецэффекты, но при этом режиссер не собирается экономить на остальных деталях ленты, как это делает Майкл Бэй. Несмотря на меньший масштаб, есть надежда, что Россия все-таки сможет удивить, если не сценарием, то, по крайней мере, какими-то новыми идеями и спецэффектами. Поэтому, ждем…
В центре сюжета, находится девушка по имени Ксения, которая отправила своего 7-летнего сына Артема к отцу в Цхинвал, не подозревая, какая угроза нависла над городом. После того, как ситуация окончательно вышла из-под контроля, и Грузия все-таки развязала конфликт, который превратился в нападение на столицу Южной Осетии, Ксения решается за самый безумный, но смелый поступок в своей жизни. Теперь она, словно Варвара Суворова из «Турецкого гамбита», намерена пересечь линию фронта, преодолеть все трудности неожиданной войны, ибо материнский инстинкт зовет на помощь…
Несмотря на то, что Грузино-Южноосетинский конфликт берет свое начало еще в конце 80-х годов, нас больше интересует его освещение в кинематографе. Лишь после проявления военных действий 8 августа 2008 года, о данном разладе заговорили не только военные и политики, но и работники кинематографа. Поскольку освещение данного конфликта СМИ проводилось в каждой стране по-своему, правительство желало, чтобы общественность придерживалась их версии. Учитывая финансовую сторону вопроса, первыми с фильмом о войне в Южной Осетии пришли русские. «Олимпиус Инферно» был снят в кротчайшие сроки, всего за полгода, и был выпущен на экраны 29 марта 2009 года. Несмотря на то, что данный фильм представлял собой довольно неплохую драму с небольшой долей экшена в кадре, все-таки это был политический заказ, в котором довольно четко читалось отношение Российского правительства к данной войне. Фильм стал настоящей пощечиной для Грузии, которая видела данную войну совершенно по-другому. Собрав бюджет в 14 миллионов долларов, что для Грузии является одним из самых больших бюджетов в истории грузинского кино, члены парламента Грузии обратились к Ренни Харлину, известному американскому режиссеру («Охотники за разумом», «Крепкий орешек 2»). Поскольку режиссер в то время находился в глубокой депрессии, он согласился и на этот сомнительный вариант. Проект несколько раз менял название, но, в конце концов, стал называться «5 дней в августе». В итоге получилась настолько прямолинейная работа, рассчитанная только на то, чтобы показать русских солдат настоящими варварами, что отечественная пресса, не стесняясь в выражениях, называла ее «самым антироссийским фильмом со времен холодной войны».
Впрочем, российские кинематографисты решили, что продолжать данное противостояние не имеет смысла. Однако грузино-южноосетинская война была довольно интересным событием, несмотря на короткий срок, имевшая в запасе десятки историй, которые можно рассказать зрителю. В этот момент на арену выходит Джаник Файзиев. Несмотря на довольно далекое отношение режиссера к данной войне, он счел, что при хорошем сценарии из этого может получиться хороший фильм. В этот раз вся инициатива исходит от Джаника, без правительственных толчков в спину, поскольку режиссер не ставит в задачу «снять фильм о войне под определенным углом». Позиции России и Грузии его не интересуют. Режиссер четко решил снять интересный и крайне зрелищный фильм с необычным сценарием, после которого зрителю не придется делать никаких выводов. Джаник находит людей, являющимися непосредственными свидетелями тех событий, и собирает истории и сюжетные ходы. Однако разговора о том, чтобы писать сценарий самому, нет. Джаник долгое время искал сценариста, который бы удовлетворял все его требования. Ему нужен был сценарий для массового зрителя, причем написанный человеком сторонним от событий 08.08.08. Поэтому он нанимает Майкла М. Лернера, бывшего корреспондента, с опытом работы в военное время. В рекордные сроки (всего за 2 месяца) сценарий закончен и Джаник, как он сам выразился, приступил к съемкам «истории про любовь на фоне трагических событий».
Касательно экшен-сцен, у Джаника Файзиева сохранилось довольно много опыта еще со времен съемок «Турецкого гамбита», а сценарий содержал обширное количество подобных фрагментов. Поэтому режиссер настоял на том, чтобы все актеры, которым в фильме предстоит сыграть роли военных, прошли специальную подготовку в центре МВД. Многие знакомые режиссера по «Гамбиту» были подключены и к данному фильму, но лишь в качестве ролей второго плана, включая Егора Бероева и Гоши Куценко. Поскольку сценарий изначально предполагал, что в центре событий будет девушка, дольше всего искали исполнительницу главной роли. Ей стала 26-летняя москвичка Светлана Иванова, знакомая зрителю по фильмам «Темный мир в 3D» и «Дом солнца». К слову, многие трюки актриса выполняла сама, не считая особо сложных сцен.
Съемки фильма проходили в Москве, Абхазии и Южной Осетии под предводительством кинотелевизионного концерна Ильи Бачурина «Главкино», для которого данный фильм является дебютным проектом. Студия предоставила довольно неплохой бюджет для российского кинематографа в количестве 19 миллионов долларов. Несмотря на это, актерам и съемочной группе пришлось не сладко. Съемки проходили с марта по август 2011 года. В данный период, если актерский состав не замерзал в холодной Абхазии, то обязательно мок под дождем в Москве. Режиссер фильма в Южной Осетии набрал около одной тысячи жителей для массовки, большинство из этих людей являются живыми свидетелями тех событий, что помогло сделать фильм максимально реалистичным. Для этой же цели были задействовано приблизительно 30 единиц боевой техники. В результате чего, трейлеры пестрят взрывами, массовыми и красивыми драматическими сценами.
Справедливости ради, фильм нельзя назвать чистокровно российским. В процессе съемок и монтажа было задействовано множество людей «со стороны» и были использованы технологии запада. Над спецэффектами работало несколько команд из различных городов, в том числе Сергей Невшупов, выходец из студии Питера Джексона «Weta Digital», который успел поработать над трилогией «Властелин колец». В качестве консультанта по монтажу был привлечен Дэннис Вирклер («Бэтман и Робин», «Хроники Риддика»). А при работе со звуком был задействован 4-кратный лауреат «Оскара» Боб Бимер. Кроме признанных голливудских работников, режиссер фильма задействовал и простых талантливых энтузиастов, которые прославились благодаря выкладыванию в сеть роликов со своими работами.
Стоит признать, что проект заслуживает внимания хотя бы ради потраченного на него создателями времени, сил и средств. Несмотря на то, что массовая рекламная компания обычно не несет в себе ничего хорошего, мы еще раз готовы повестись на уловки PR-менеджеров и выдать аванс доверия фильму «Август. Восьмого», даже несмотря на близость даты выхода к праздничному Дню защитника Отечества. В конце концов, он довольно существенно отличается от среднестатистического российского фильма в лучшую сторону, а потерять веру в отечественный кинематограф мы еще успеем.
Артем Суворов