ХЬЮСТОН, У НАС ПРОБЛЕМЫ
26 июня 1979 года. Премьера очередного фильма про непобедимого агента 007, с говорящим названием «Лунный гонщик». Один маленький шаг для Бонда, так и не превратившийся в гигантский шаг для всей серии. Экранизация одноименного романа Яна Флеминга, от которой по доброй привычке сценаристов серии, оставили лишь имена персонажей, в очередной раз подтвердила комически-пародийную направленность франшизы в тот период времени. И ведь никак не назовешь Роджера Мура самым плохим агентом 007, особенно вспоминая Того-чье-имя-лучше-не-называть, находившегося на «секретной службе Её Величества». Настоящий британец с ярко выраженной мужской харизмой – Роджер, несмотря на свой статус »самого возрастного Бонда», прекрасно чувствует себя хоть в смокинге, хоть в стремительных адреналиновых погонях, хоть в сценах соблазнения очередной представительницы прекрасного пола. Другое дело, что сам характер фильмов с его участием напоминал некий безумный цирк, своей абсурдностью порой превосходящий все возможные пределы. Чего стоит только бессмертный адовый негодяй по кличке «Челюсти», способный перегрызать все что нужно и не нужно, с упорством греческих эриний преследующий агента на протяжении нескольких частей фильма, отыгрывая далеко не последнюю роль и в «Лунном гонщике». Сцена его падения с пары тысяч метров без парашюта в цирк, с последующим воскрешением, становится той доминантой, после которой становится ясно, на что можно и нужно рассчитывать в этом фильме. Серьезные лица для фильма противопоказаны – только веселье, только хардкор.
Происки очередного мегазлодея Дракса, обладающего всеми необходимыми для этой тяжелой профессии признаками – красивыми усами, маленьким ростом и короткими ножками, большим количеством денег, китайским слугой-ассасином, натренированными собаками-убийцами, заключаются всего лишь в тотальном уничтожении человечества ядовитым газом, с последующим заселением матушки Земли идеальными людьми, пережившими глобальный экстерминатус где-то на далекой-далекой космической станции. Остановить Дракса может только Бонд, быстро вникающий в его коварные планы. Венеция, Бразилия, Калифорния, открытый космос – наш агент вездесущ, агент непобедим, агент неудержим.
Свою роль сугубо развлекательного зрелища, без особых примесей шпионской интриги и здравого смысла, зато с прекрасно поставленным экшном, «Лунный гонщик» вполне хорошо выполняет. Серьезно рассчитывать на что-то большее, когда одним из главных драматических инструментов становится внезапная встреча верзилы ростом 2,20 м. и стальными челюстями, с блондинкой а-ля »метр с кепкой» и школьными косичками, с внезапно возникающей любовью, и незримо витающими в воздухе розовыми единорожками, никак не приходится. Имея самый большой бюджет из всех частей бондианы, выходивших до него, фильм целиком оправдывает вложения, вываливая на зрителя ряд хорошо поставленных сцен – взрывы, погони на катерах, драки на высоте тысяч метров над землей без парашютов, массовые звездные войнушки с применением всемогущих лазерных бластеров (живо напоминающих массовую «битву на гарпунах», апробированную в одном из прошлых фильмов»). Но вот прекрасные эпизоды так и остаются прекрасными эпизодами, если они не держатся на едином цепляющем остове, что, к сожалению, и происходит в этом фильме. Простенький альманах красивых видов различных стран, зрелищных погонь, модных гаджетов, всегда расстегнутых на верхнюю пуговицу рубашек агента 007, и десятка пилинькающих бластеров – вот то незримое ощущение, возникающее во время главной музыкальной темы, играющей в финальных титрах. Бонд улетел в космос, и он обещал вернуться, но это будет только для твоих глаз..
Игорь Макаров