Главные виновники успеха культовых «Пиратов Карибского моря» – продюсер Джерри Брукхаймер, режиссер Гор Вербински и ведущая звезда Джонни Депп – воссоединяются, чтобы представить на наш суд новую, возможно, столь же успешную франшизу. Пиратский жанр уже возрожден, на очереди – вестерн.
ПИРАТЫ НА ДИКОМ ЗАПАДЕ
ОДИНОКИЙ РЕЙНДЖЕР (THE LONE RANGER)
Премьера: 4 июля
Жанр: современный вестерн
Производство: США
Режиссер: Гор Вербински
В ролях: Джонни Депп, Том Уилкинсон, Хелена Бонем Картер, Арми Хаммер, Уильям Фихтнер, Барри Пеппер
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 4/5
В 2003 году на экраны вышла первая за долгие годы картина об отважных флибустьерах – «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины». Посрамившая критиков, предрекавших постановке грандиозный провал, лента стала большим хитом, возвела в пантеон современных киногероев Джека Воробья и продемонстрировала, что почивший в лучах былой славы жанр в умелых руках «гораздо более жив, чем мертв».
Существенную роль в успехе новоявленной франшизы (как мы знаем, на данный момент вышло четыре фильма о приключениях капитана Воробья и его друзей; на 2015-й год запланирован выход пятой серии цикла) сыграл легендарный продюсер Джерри Брукхаймер («Полицейский из Беверли-Хиллз», «Плохие парни», «Сокровище нации»). Потомок еврейских эмигрантов Брукхаймер подключился к проекту в 2002 году, когда сценарий будущего международного хита за авторством Теда Эллиота и Терри Россио («Шрек», «Сокровище нации») был практически завершен. Тем не менее продюсер потребовал от сценаристов изменить сюжет фильма, так как по его мнению публика начала XXI века не заинтересовалась бы жанровым пиратским фильмом. Коим на подготовительном этапе и были «Пираты». Внеся существенные правки в сценарий, наняв Гора Вербински в качестве режиссера, выбрав на ключевые образы Джонни Деппа, Киру Найтли, Орландо Блума и Джеффри Раша, Брукхаймер не прогадал: «Пираты Карибского моря» впечатлили и критиков, и зрителей. Это был настоящий успех.
Закончив работу над пиратской трилогией пути Вербински и Брукхаймера на время разошлись. Над четвертой частью пиратского цикла «На странных берегах» вместе с бессменным продюсером сериала трудился Роб Маршал, а Вербински был занят в анимационном вестерне «Ранго». В это время Тед Эллиот и Терри Россио не сидели сложа руки. Помимо участия в четвертой части «Пиратов Карибского моря» осенью 2007 года дуэт начал разработку сценария нового проекта, основанного на знаменитой – правда, преимущественно в США – франшизе «Одинокий рейнджер».
Появившаяся на свет в 1933-ем году в виде радиоспектакля, история рассказывала о приключениях на Диком Западе техасского рейнджера Джона Рида и его напарника – индейца Тонто. С 1949 по 1957 годы по радиопостановке был снят телесериал, а также выпущена серия комиксов. В 1956 году вышел полнометражный фильм «Одинокий рейнджер». Постулаты исходного материала остались нетронутыми, но фильм прошел в прокате без особого успеха. Последняя на данный момент попытка экранизации вестерна датируется 2003 годом, когда пилотная серия ТВ-шоу за авторством Джека Бендера (сериалы «Клан Сопрано» и «Остаться в живых) потерпела неудачу.
Текст, который написали Эллиот и Россио по франчайзу «Одинокого рейнджера» не сразу пришел в руки к студийным боссам. В дело вмешалась забастовка сценаристов, застопорившая на некоторое время работу над проектом. Когда же все разногласия между Гильдией сценаристов и продюсерами были урегулированы, дело сдвинулось с мертвой точки. Брукхаймер стал продюсером ленты, а Джонни Депп согласился сыграть коренного жителя Америки Тонто.
Вакантными оставались места постановщика и главного героя – ковбоя Рида. На роль рейнджера прочили Джорджа Клуни и Райана Гослинга, а Майк Ньюэлл («Гарри Поттер и Кубок огня») должен был сесть в режиссерское кресло. Однако пресловутый конфликт графиков поставил крест на амбициях британца, и ставить «Одинокого рейнджера» был приглашен Гор Вербински. Учитывая опыт сотрудничества режиссера с Деппом и Брукхаймером это был наилучший выбор.
Сюжет фильма не слишком далеко ушел в сторону от оригинала. Лента Вербински сконцентрировалась на Джоне Риде – блюстителе закона, выжившим в результате кровавой бойни с шайкой безжалостного головореза Батча Кэвендиша и выхоженного индейцем Тонто. Рид решает отомстить убийцам, одевает маску и вместе с Тонто отправляется на поиски бандитов.
В августе 2011 года проект был на грани закрытия. Разногласия между Гором Вербински и Disney, по-разному видевшими проект, сделали свое дело: бюджет ленты вырос со значительных $200 млн. до невообразимых $275 млн. Сегодняшний Голливуд – это в первую очередь вооруженные калькуляторами менеджеры и маркетологи, и только потом – творцы-режиссеры. Когда риски слишком велики, мэйджоры предпочтут выбрать меньшее зло, остановив пре-продакшн, дабы избежать еще больших убытков.
К тому же в Disney понимали, что вестерн сейчас не такой популярный жанр, каким он был в середине XX века. Современные вестерны не собирают кассу, если это не кино Квентина Тарантино или братьев Коэн. А опасность выпускать в прокат вестерн, чей бюджет составил бы баснословные $275 млн. – подлинное смертоубийство. Именно поэтому студия хотела прикрыть «Одинокого рейнджера», несмотря на участие в фильме старой проверенной гвардии – Брукхаймера, Вербински и Деппа.
Впрочем, вскоре появилась информация – проекту быть! Был найден компромисс. Бюджет фильма «полегчал», установившись на отметке $215 млн., а Брукхаймер, Вербински и Депп согласились на уменьшение гонораров. Также было сокращено время съемочного процесса, выбраны новые локации.
Разобравшись с первоочередными задачами, создатели ленты занялись кастингом. Одиноким рейнджером стал Арми Хаммер, сыгравший братьев-близнецов в «Социальной сети» Дэвида Финчера и принца в «Белоснежке» Тарсема Сингха. На роль Батча Кэвендиша был взят Уильям Фихтнер (сериал «Побег»).
29 февраля 2012 года был дан старт съемочному процессу, который продлился семь месяцев. В качестве локаций выступили пять штатов на юго-западе США, которые были выбраны по принципу самых выгодных налоговых льгот. Когда работа над «Одиноким рейнджером» была в самом разгаре, инсайд сообщил, что у проекта вновь неприятности: бюджет снова раздулся до $250 млн. Вербински все же вышел за рамки оговоренной сметы. Он не решился вырезать из картины сцену с паровозами, которая, по его мнению, была жизненно необходима «Рейнджеру». Специально для этого эпизода паровозы скрупулезно были собраны вручную, но работали не на пару, а на современной гидравлике. Также был выстроен город Колби, в котором разворачиваются события ленты. Внесла свою лепту непогода, уничтожившая часть дорогостоящих декораций и аппаратуры и существенно задержавшая съемочный процесс. Но, невзирая на невезение режиссерской команды, рабочий процесс на этот раз не останавливался.
Джонни Депп помимо отказа от части вознаграждения за работу над фильмом потрудился над созданием образа Тонто. Вместе с художниками по гриму Депп провел исследование, изучив множество индейских племен. Результатом проделанной работы и стал образ Тонто. По словам актера, он давно мечтал сыграть индейца, а потому с таким упорством сражался за судьбу картины.
Disney видит в «Одиноком рейнджере» потенциально успешную франшизу в перспективе исправно приносящую прибыль. Если бы законы мира кино были легко объяснимы, а успех любого проекта можно было бы заранее спрогнозировать, то в прокатной судьбе «Рейнджера» не приходилось бы сомневаться. Ведь фильм Гора Вербински имеет все слагаемые для счастливого будущего. Это и небезынтересный жанр, словно кафтан, пролежавший долгие годы в старом сундуке, изъеденный молью, но все еще притягивающий внимание окружающих своей экстравагантностью, и Джонни Депп в привычном амплуа «несерьезного героя», и многомиллионный бюджет, и опыт кинодраматургов – авторов «Пиратов Карибского моря».
Но Голливуд непредсказуем. Порой фильмы, которым, казалось бы, уготована судьба абсолютного хита, летели в тартарары, таща за собой студии и руша актерские карьеры. Конечно, Джонни Деппу даже в случае провала многострадального «Одинокого рейнджера» вряд ли грозит забвение. А вот для Хаммера (и отчасти для Брукхаймера и Вербински) возможная неудача фильма грозит вылиться в некоторые неприятности.
Гор Вербински говорит, что его фильм – «это история Дона Кихота, рассказанная Санчо Пансой на новый лад». Совсем скоро мы узнаем так ли это, а также насколько оправданы были старания Деппа, Вербински и Брукхаймера, отчаянно боровшихся за проект; будет ли повод у создателей «Одинокого рейнджера» откупорить бутылки с шампанским, и сможет ли фильм превратиться в долгоиграющую франшизу.
Геннадий Гусев