ЭКЗАМЕН ДЛЯ ДВОИХ (ADMISSION)
2013, США, 117 мин.
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Пол Вайц
В ролях: Тина Фей, Пол Радд, Майкл Шин, Уоллес Шоун, Лили Томлин
Сценарий нового фильма Пола Вайца основывается на одноименном романе американской писательницы Жан Ханфф Корелитц. Вполне возможно, оригинальный роман в большей степени старался показать причуды американской системы образования, нежели конкретную историю главной героини – во всяком случае, такое впечатление складывается при виде того, сколько времени этому вопросу уделено в фильме. Тем не менее, для адаптированного сценария это лишь фон для центральной истории; и какие-либо социальные мотивы тут не получают должного развития.
Порша (Тина Фей) работает в приемной комиссии Принстона, и в ее задачи входит доскональное изучение личных дел претендующих на учебу в университете, с тем, чтобы выявить тот небольшой процент абитуриентов, «достойных» обучения здесь. Важны, разумеется, не только способности в цифрах, но и личностные качества – в общем, процесс довольно гибкий и интуитивный. В картине его описанию отдается очень много времени – и это весьма утомляет. Это примерно как смотреть фильм, который очень много времени уделяет детальному описанию какого-нибудь скучного вида спорта, который Вам абсолютно не интересен. Сама же Порша предана своей работе, не имеет детей и каких-либо семейных амбиций; хотя и поддерживает вялые отношения с английским профессором (Майкл Шин). Уже на первых порах фильм демонстрирует довольно поверхностные образы, что не лучшим образом сказывается на зрительском интересе к происходящему. Вайц берет очень легкий тон, пытаясь сделать фильм простым и непринужденным, стараясь таким образом представить историю более жизненной. Однако, на деле, такой подход способствует обратному результату – история выглядит искусственной; поскольку в манере ее подачи слишком явственно проступают типичные ром-комовские шаблоны. Они бы не были так заметны, если бы в сюжете было больше динамики – но при столь медлительном развитии событий эта типовая конструкция уж слишком бросается в глаза, не позволяя фильму выйти за рамки формальности и как-то зацепить своей историей. И это еще на начальной стадии, когда нас только готовят ко всей «романтике», которой, на деле, окажется не так уж и много, учитывая раздутый хронометраж. У Порши есть шанс продвинуться по службе, отчего придется, разумеется, еще больше работать – и на этом фоне она знакомится с сельским учителем-энтузиастом (Пол Радд), пытающимся пропихнуть в Принстон своего подопечного.
Однако покой нашей героини нарушат отнюдь не романтические фантазии, а некая тайна из ее прошлого, всплывшая на поверхность благодаря появлению этого человека в ее жизни. Это заставит героиню пересмотреть свои жизненные приоритеты; что добавляет картине много сомнительного морализаторства – но об этом чуть позже. На данном этапе хочется отметить «романтическую» составляющую, которая здесь, скорее отсутствует; потому как методично вытесняется доскональными техническими подробностями работы приемной комиссии университета. Линия отношений Порши и Джона маячит где-то на заднем плане, хотя тут и там есть банальные сценки, пытающиеся ориентировать нас на то, что это все же ром-ком, а не какой-нибудь нудный байопик; есть также и шаблонные второстепенные персонажи, пытающиеся выглядеть колоритными, вроде матери Порши и ее ухажера русского происхождения (акцент последнего более напоминает французский) – тем не менее, отыскать во всем этом должное количество юмора и романтики весьма проблематично. Кино слишком вялое и медлительное, так же как и чересчур прямое и эмоционально-устойчивое, абсолютно не способное на спонтанные выбросы энергии, которые здесь были бы как нельзя кстати.
Ну а если уж говорить о тех моральных дилеммах, которые уготованы главной героине – то здесь все весьма и весьма сомнительно. Без спойлеров здесь сложно что-либо анализировать – скажу лишь, что персонаж выглядит далеко не таким привлекательным, каким, видимо, хотели сделать его создатели. Здесь есть место эгоизму и глупости, что не слишком воодушевляет. Стоит также отметить и то, что все линии второстепенных персонажей, будь то отношения Порши с матерью, или героя Радда со своим сыном – все они разрешаются совершенно банальнейшим образом; и при этом никаких откровений или существенного развития характеров не наблюдается. Вообще, наличие этих линий в фильме не несет какой-либо значительной пользы – ведь даже сделать историю более насыщенной с их помощью не получается. Увенчается все это долгое линейное повествование нелепой развязкой, которая вызывает больше дискомфорта, нежели удовлетворения.
И как бы не хотелось по традиции сказать, что «положение спасают харизматичные актеры» – на деле, подобная формулировка будет явным преувеличением, поскольку никто здесь яркого впечатления не производит. Экранный дуэт Тины Фей и Пола Радда – казалось бы, вариант беспроигрышный. Актеры уже неоднократно показывали себя наилучшим образом в комичных ситуациях и не только. Однако же, их таланты здесь скованы безжизненным сценарием и вялой режиссурой, что является огромным разочарованием. Ну а в целом, «Admission», как и многие картины подобного формата, пытается комбинировать серьезную жизненную драму и легкую романтическую комедию – однако, в итоге не дотягивает ни одного из этих качеств до приемлемого уровня; и комедии это касается в первую очередь.
Василий Марин