МАЧЕТЕ УБИВАЕТ (MACHETE KILLS)
2013, США-Россия, 107 мин.
Жанр: боевик, комедия
Режиссер: Роберт Родригес
В ролях: Дэнни Трехо,Мишель Родригес, София Вергара, Эмбер Херд, Леди Гага
Количество нелепых и никому не нужных сиквелов пополнилось еще на одну единицу – встречайте новый эпизод похождений свирепого Мачете. Только если в случае с тем же недавним «Kick-Ass 2» можно было списать основную массу неприятностей на смену режиссера (не говоря уже об исходном материале в виде халтурного второго комикса), то здесь все обстоит еще печальнее, поскольку Роберт Родригес никуда не уходил и остался у руля своей серии, имея при этом полную творческую свободу.
А ведь начало картины смотрится с некоторым воодушевлением: нам демонстрируют фэйк-трейлер следующего, третьего фильма о Мачете, действие которого должно развернуться в космическом пространстве. Вся это трэшевая эстетика малобюджетной рэтро-фантастики вызывает улыбку. Но более всего обнадеживает мысль, что раз создатели таким вот образом анонсируют следующий фильм, который, в лучшем случае, еще только находится на стадии разработки – то они абсолютно уверены в успехе, непосредственно, номера второго, и подобная бесцеремонность должна сразу пресечь какие-либо сомнения в качестве продукта. На деле же все обстоит далеко не столь радужно. Оригинальный «Мачете» стал три года назад одним из приятных сюрпризов осеннего сезона. В нем прекрасно уживались друг с другом брутальное насилие, острый юмор и едкая социальная сатира, причем все это было подано в стилизованной оболочке, не забывающей еще и простебать сам жанр и его составные элементы. В продолжении Родригес вроде бы делает все тоже самое, только вот, как известно, анекдот рассказанный во второй раз уже не так смешон.
А второй фильм как раз и превращает все в анекдот, в один единственный гэг, который бы прекрасно сработал в пятиминутной короткометражке, вроде разок посмеялись и забыли. Но без малого два часа хронометража для такого мероприятия – это просто убийственно. Мачете в этом плане действительно «убивает». Убивает своей скукой и отсутствием фантазии. Родригес посчитал, что с сюжетными и «персонажными» формальностями он в достаточной мере разобрался в первом фильме, и здесь уже стоит сосредоточиться, непосредственно, на действии и картинке. Люди стреляют друг в друга, Мачете рубит врагам конечности – все как полагается. Кишки наматываются на вертолетные лопасти, людей взрывает «дерьмом наружу». Только этот театр абсурда уже никак не трогает и даже не веселит – скорее, клонит в сон, особенно во второй своей половине, когда уже уставшему от «предсказуемой непредсказуемости» зрителю абсолютно плевать, чем все это закончится. Монотонный экшн способен утомить почище какого-нибудь радикального арт-хауса – спросите тех, кому уже «посчастливилось» посмотреть «Getaway» с Хоуком и Гомес.
Разумеется, претензии к абсурдности и общему безумию истории здесь вряд ли будут уместны, учитывая стилистическую направленность. К тому же все эти многочисленные нелепые твисты в сюжете Родригес явно ввел не «от балды», а с расчетом на то, что они будут работать как элемент некой пародии. Пытаться искать здесь логику просто глупо. Но от подобной концепции зритель вправе требовать обязательного драйва и достаточного количества юмора. И если с темпом у фильма все в порядке, то вот о юморе этого не скажешь. Откровенно говоря, здесь вообще практически нет смешных моментов. Можно пару раз улыбнуться, но не более того. Порадовало то, что «впервые на экране» у нас Карлос Эстевез. Ну, посмеялись. Мачете не твиттит. Ну, ладно, уже не так смешно, как в первый раз, но можно улыбнуться. Бригада девиц с автоматами – ну да, забавно, хоть и приелось уже, но глаз радуется. И так далее. Никакой фантазии, никакой оригинальности. Все это, повторюсь, выглядит как один сплошной гэг, растянутый на без малого два часа.
То же касается и многочисленного состава знаменитостей, задействованных в проекте. Еще одна избитая шутка на тему «посмотрите, сколько звезд снялось в нашем би-муви». На этот раз без Стивена Сигала и Линдси Лохан, зато с Карлосом Эстевезом (теперь буду называть его только так) и стариной Мэлом Гибсоном. И играть здесь особо нечего. Для сравнения вспомните хотя бы недавний «This Is the End» и то, как тот же факт насыщенного каста был обыгран там (кто произвел больший эффект: Ченнинг Татум или Леди Гага?). Ну а между тем, Роберт Родригес снимает трэш по всем правилам – сцены перестрелок здесь донельзя карикатурны, и топорно прорисованное пламя у автоматов нарочито подчеркивает «малобюджетный» антураж. Со стилизацией все в порядке. И на этом достоинства ленты заканчиваются. Монотонный и скучный «Machete Kills» – это, к сожалению, далеко не тот случай, когда «все настолько плохо, что даже хорошо», это просто плохо.
Василий Марин