Экранизация мирового бестселлера австралийского писателя Маркуса Зузака про девятилетнюю девочку, проживающую ужасы Второй мировой войны и читающую книги. История на "Охотников за сокровищами" Джорджа Клуни ничуть не похожая.
ВОРОВКА КНИГ (THE BOOK THIEF)
Премьера: 16 января
Жанр: экранизация бестселлера
Производство: США, Германия
Режиссер: Брайан Персивал
В ролях: Джеффри Раш, Эмили Уотсон, Софи Нелисс, Роджер Аллам, Хайке Макач
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 4/5
Кажется, не осталось такой темы, касательно Второй мировой войны, о которой в кинематографе не упомянули хотя бы вскользь. Оно и понятно. 62 страны были вовлечены в данное кровопролитие, и у каждой найдется что сказать по этому поводу. Большинство фильмов о войне ведутся от лица бравых солдат, и это логично, учитывая, что зрителю всегда приятнее ассоциировать себя с мужественным персонажем, нежели с жертвой обстоятельств. Впрочем бывают и редкие исключения, которые, как показывает практика, восхваляются зрителем даже больше, чем фильмы "о бравых солдатах". Никогда "Спасти рядового Райана" не будет выше по рейтингам "Списка Шиндлера" или "Пианиста". И это справедливо, поскольку создать интересную историю о выживании гораздо сложнее, нежели боевик. Обычно экранизируется очередная книга участника тех событий, которых написано немало. Однако, в данном случае перед нами экранизация австралийского писателя Маркуса Зузака (или Зусака). Несмотря на то, что Австралия принимала активное участие в войне, отправляла свои войска в Европу, оборонялась против японских налетов с воздуха, сам автор войны и не нюхал. Впрочем, это не помешало ему создать одну из лучших книг о далеких событиях 1939 - 1945 годов.
Маркус Зузак вошел в историю, как один из самых молодых признанных писателей Австралии. Его первая книга была опубликована в возрасте 24 лет. Спустя 3 года он публикует роман "Я - посланник", который становится бестселлером, его расцеловывают во все места и критики, и читатели, однако главное произведение было еще впереди. Его родители Лиза и Хельмут, выходцы из Австрии, в момент начала войны находились в Мюнхене и смогли иммигрировать в Австралию лишь в конце 50-х годов. За это время они во всех подробностях прочувствовали ужасы войны и репрессий, о чем постоянно рассказывали юному писателю. Именно на основе данных рассказов и рождается в 2006 году произведение "Книжный вор", которое становится абсолютным бестселлером, занимает 1 строчку Amazon.com, переводится на 30 языков и победоносно шагает по миру. Интересное повествование, которое ведется от лица самой Смерти рассказывает о девятилетней девочке Лизель, которая в 1939 году оказывается у приемных родителей в городке Молькинг на окраине Мюнхена и история ее взросления напрямую связана с событиями Второй мировой войны.
Хотя книга и называется "Книжный вор", у тех, кто не читал книгу, может возникнуть разное понимание данного названия, а воображение может нарисовать, что угодно. Главная героиня не спасает целые библиотеки от нацистов, и, забегая вперед, стоит сказать, что в книжном варианте событий ею украдено всего лишь 6 книг. Впрочем, книга и не об этом. Как уже писалось послание ведется от лица Смерти, которая приходится очень подходящим рассказчиком для книги, в которой временные рамки полностью поглощены Второй мировой. Смерть здесь представлена отстраненной от нацизма, не делающей никаких оценок, а просто занимающейся своей работой, в которой она находит изрядную долю ироничных моментов. Имеются три главные сюжетные линии: отношения Лизель с семьей и друзьями, отношения с беглым евреем по имени Макс и главное - похищение книг. Этот необычный символ проходит сквозь все произведение и книга означает свой собственный мир, который заменяет военное время. Впрочем, одними книгами воровка не ограничивается, да и самому воровству уделяется не слишком много страниц текста. Пусть товарищ Зузак и не был прямым участником тех событий, однако его произведение представляет собой очень реалистичный и атмосферный роман, который невольно просится на экраны.
Адаптацией занялся Майкл Петрони, больше всего известный по сценарию третьих "Хроник Нарнии", а в качестве режиссера представлен Брайан Персивал, который добился неплохих успехов в историческом жанре, стал лауреатом премии "Эмми" за работу над сериалом "Аббатство Даунтон". Если не считать, ТВ-проекты и просто малоизвестные работы, то для него это будет дебют в полнометражном кино. За музыку отвечает временно сбежавший от Спилберга Джон Уильямс.
Что интересно, несмотря на масштабность проекта, съемки прошли довольно быстро. Только 4 февраля 2013 года стали официально известны исполнители главных ролей, а в первых числах марта группа уже летит в Германию для начала съемок. Естественно, за три месяца подобный фильм не снять (это вам не "Пила"), поэтому первоначально премьера фильма была запланирована на начало 2014 года, однако позднее дату официального релиза решили перенести на более ранний срок, а именно 8 ноября 2013 года. Дебют ленты же так и вовсе состоялся 3 октября 2013 года в рамках Mill Valley Film Festival. Перенос даты был не случаен, поскольку авторы фильма надеются на попадание в номинанты "Оскара", что вполне возможно, учитывая уже имеющиеся награды на других церемониях. Многие критики оценили дебют 13-летней Софи Нелисс, сыгравшей главную роль, а в актерских способностях лауреатов "Оскара" Эмили Уотсон и Джеффри Раша еще ни у кого сомнений не было.
Уверенность в грядущем фильме есть, причем значительная. Правильно экранизировать бестселлер - задача непростая (авторы "Облачного атласа" это подтвердят), однако, выполнимая. На сегодняшний день виднеется масштабная историческая драма, полная интересных персонажей. Впрочем, увидев трейлер и узнав многие моменты в книге, сомнения невольно уходят на второй план, оставляя в душе лишь здоровый интерес в ожидании "Воровки книг". А пока длится данное ожидание, всем желающим могу посоветовать ознакомиться с книжной версией.
Олег Варнавский