Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Похороните меня за плинтусом, 2009
Автор: Сергей СысойкинДата: 30.01.2010 23:03
Разместил: Евгений Северин
Комментарии: (0)

ДВА САПОГА ПАРА

ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ
Жанр: драма
2009, Россия, 117 мин.
Режиссер: Сергей Снежкин
В ролях: Светлана Крючкова, Мария Шукщина, Саша Дробитько, Александр Петренко

ОЦЕНКА: 2,5

Режиссер - профессия крайне неоднородная. Кадры поступают из разных областей. Советский кинематограф зачастую переплавлял физиков в лириков. Нынешняя действительность переиначила последних в маркетологов, дискредитировав само понятие «режиссер». Ибо, как известно, где появляются большие деньги, искусство имеет минимальные шансы на выживание.

Сергей Снежкин, на заре 90-х снявший блистательного «Невозвращенца», затем надолго пропал из поля зрения критиков, изредка выпуская на экраны «мыльную» продукцию для показа в прайм-тайм на выходных. Его последняя лента «Похороните меня за плинтусом», попавшая в конкурс юбилейного Кинотавра, вызвала небывалый ажиотаж среди простого зрителя. Дополнительным козырем стал тот факт, что фильм являлся экранизацией популярной среди населения одноименной книги Павла Сана-ева, в свое время номинировавшейся на престижную литературную премию «Букер». Санаев, ныне со скоростью света клепающий «гламурноневменяемо-клюквенные» боевики, в книге, по сути, расписал свое нелегкое детство в актерской семье. Разумеется, пройти мимо столь лакомого кусочка продюсеры не могли себе позволить. С точки зрения маркетинга все было рассчитано предельно грамотно - читавшие книгу непременно пойдут в кинотеатры, а те, кто книгу не читал, сходят, а потом сравнят с первоисточником. Но в итоге у Снежкина вышло такое, что у Чехова описывалось примерно так - некрасивой женщине можно сделать комплимент за ее необычайно выразительные глаза.

Серая картинка, небрежно подобранные декорации - с помощью этих нехитрых приемов съемочная группа обозначает время действия - начало-середина 80-х. Отчаянно тянет одеяло на себя Светлана Крючкова в роли монструозной бабушки, порой переигрывая до полной невменяемости. Раздражает похоже поставивший перед собой задачу перекричать на площадке именитую партнершу, Саша Дробитько (также часто уходящий в эмоциональное пике). И невыразительными серыми пятнами на их фоне почти теряются Александр Петренко, Мария Шукшина и Константин Воробьев. Снежкин, сделавший ставку на конфликт матери и дочери, крупно просчитался. Во-первых, он изначально раздал двум хорошим актрисам совершенно разные по глубине роли, не позаботившись их уравновесить. А во-вторых, временами режиссер совсем забывал об актерах, заставляя последних играть согласно интуиции, что не всегда хорошо отражалось на качестве работы. В итоге получился замечательный разноголосый хор невпопад. Впрочем, такая забывчивость Снежкина обусловлена тем фактом, что помимо полного метра режиссер одно время подвязался на съемке сериалов. А в подобных проектах такими мелочами, как актерская игра, не принято особо заморачиваться.

Ключевую фразу, раскрывающую всю нехитрую мораль санаевской прозы, сценарист вставляет почему-то в середину картины, отчего диссонанс между книгой и фильмом усиливается. Постоянные крики грозной бабушки, перемежающиеся матерными вставками и угрозами убить внука, вообще выглядят оторванными от общего книжного контекста. То, что Санаев неплохо обыгрывал в своей прозе, на экран переносится жалкими обрывками. Поэтому понять негодование писателя вполне можно. Впрочем, здесь найдется оправдание и для режиссера. Идеальную для сериала книгу ему пришлось втиснуть в узкий формат полнометражного фильма. Поэтому приходилось нещадно резать, вырывать целые куски, безжалостно кромсать. Немного спасает создателей картины монолог Крючковой, случившийся ближе к концу фильма. Кажется, что на эти несколько минут вся съемочная площадка внимательно следит за преобразившейся актрисой. Она, словно и не было долгого забвения, среди выстиранных детских распашонок и грязной кухни, занимаясь обыденными вещами, показывает всем собравшимся настоящий класс советской актерской школы. В этот момент хочется простить Снежкину все его сценарные и режиссерские ляпы, а Санаева поблагодарить за созданный книжный образ.

На этом все хорошее заканчивается. Увиденный глазами ребенка конфликт властной матери и ее слабохарактерной дочери, рвущих мальчика буквально на части, на экране появляется вскользь, как бы невзначай. Вмес- то этого предстает убогое сериальное клише - обо всех понемногу со стороны. После такого начинаешь понимать Сэлинджера, долгое время отказывавшегося продать права на свой роман «Над пропастью во ржи».

Снежкин и здесь снимает с оглядкой на свои предыдущие работы. Последняя сцена, которая в идеале должна послужить апофеозом, заканчивается пшиком. Помпезные похороны бабушки оборачиваются казусом. Поскольку коронная фраза «Похороните меня за плинтусом» давно уже использована, мальчик заученно и явно не к месту произносит небольшой спич о том. в каких томах Горького покойница прятала свои деньги. А поскольку на экране идет 1983 год (это разглядят особо внимательные зрители), то возникает невольная ассоциация с похоронами Брежнева, когда гроб с телом генсека под взорами толпы и включенными микрофонами громко уронили в могилу. Учитывая, что именно Снежкин и снимал эпохалку «Брежнев», то ассоциации становятся более устойчивыми. Если режиссер и хоронит советское кино, то очень неубедительно, поскольку где-то при себе обязательно держит его чучело, набитое соломой.

Впрочем, времени всегда положено расставлять все на свои места. Случись экранизация книги в конце прошлого века, когда Санаев еще не пришел окончательно в режиссуру, критиковать картину Снежкина было вроде бы верным решением. Но, взирая на последующие труды первого, экранизация второго смотрится сейчас вполне уместно. Две бабочки-однодневки, ставшие впоследствии маркетологами, удачно нашли друг друга. А пенять на ровное зеркало как-то не с руки теперь обоим.

Сергей Сысойкин
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 410 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio