VERSTEHEN?
КРАЙ
2010, Россия, 110 мин.
Жанр: историческая драма
Режиссер: Алексей Учитель
В ролях: Владимир Машков, Аньорка Штрехель, Юлия Пересильд, Сергей Гармаш
ОЦЕНКА: 3
Вы когда-нибудь слышали, как русскую народную песню поет немец на ломаном русском? Представили? Стоит ли снять перед певцом шляпу и поблагодарить за столь трогательную находку? Если есть сомнения в ответе, тогда стоит посмотреть фильм Алексея Учителя «Край», где, грубо говоря, саундтреком служит именно такой артикуляционный глюк.
Для тех, кто соскучился по старым советским фильмам, и для тех, кто восторгается лирической стороной фильма Михалкова «Утомленные солнцем 2», Учитель предлагает свою версию послевоенных событий 1945 года. Самым показательным признаком того времени оказывается одеяние героев и воспроизведение какого-то жуткого диалекта с безобразным оканьем. Наверное, Учитель решил, что в оканье и одеяниях, сравнимых лишь с теми, в которых герои отстояли все военные годы и ни разу не переодевались, проявляется весь дух русского народа.
Сюжет «Края» очень даже теплый. Весь фильм случайная парочка - Игнат (Владимир Машков) и немка Эльза (действительно немка Аньорка Штрехель) - обогреваются в своем паровозике. Игнат подбрасывает угля в печь, иногда пытается двигать паровозик с места, иногда Эльза отбивается от сексуальных домогательств русских алкашей. Эти трогательные кадры переплетаются и с другой жизнью Игната, где у него есть русская женщина, где на него смотрят с презрением из-за связи с немкой, где он пытается доказать всем, что он самый крутой в деревне. Естественно, его крутизна наталкивается на жесткий отпор других обитателей богом забытого края.
Обидно, что все герои в фильме грязные и мрачные. В дополнение к этому грубы и невежественны. Например, к одной из женщин Игната приходит поклонник и предлагает жить вместе, она отвечает очень даже по-русски: «У меня есть мужик!», да и ведет себя согласно этому лозунгу. Или другая ситуация, когда все смеются, увидев, как немка что-то говорит ребенку, а в переводе на русский она говорит о том, как бы ребенка съел медведь. Никто не понимает ее слов а потому всем смешно. Вот оно, русское невежество!
Забавно, что медведь в фильме возникает не только в воображении немки, но и присутствует как дополнительный киногерой. Появление медведя в первую очередь связано с тем, что он символизирует дикого русского, а во вторую - с юмористической линией. Юморной можно считать историю, когда мужик, отправившийся к ближайшим кустам, чтобы освободить свой желудок от излишней тяги, натыкается на огромного медведя. Зритель должен смеяться, когда этот тип со спущенными штанами бежит прямо в самый центр объектива и чуть ли не вываливается из экрана.
Героев «Края» (в самом прямом значении понятия «край») показывают не просто в тяжелых обстоятельствах, а в жутко критических. В угоду современной моде на унижение всего русского, центральные герои больше походят на бомжей, их портреты как будто сошли с картины Репина «Бурлаки на Волге». Наверное, даже бомжа невозможно так упаковать, как костюмеры поиздевались над актрисой фрау Штрехель, превратив ее из привлекательной барышни в подобие живого организма.
«Край» начинается с открытия, что Игнат давно с женщиной не был, а для дальнейшей интриги это ой как важно и принципиально. Без этого ну никак бы Игнат не расшевелился, а тем более не увидел в запуганной немке женщину, потому завязкой действия служат кадры лишней любовной сцены. Возможно, внедрение эротических моментов в историю российского кино очень емкое и яркое, тем более что и кусочек из русской общей бани наличествует. Знал ли такое отечественный кинематограф 30-летней давности?..
Драма «Края» заключается не столько в сломанном паровозе, который практически невозможно вновь поставить на рельсы, и даже не в озабоченности сексуальными играми героев, а в образе немецкой барышни, оказавшейся в плену русской действительности. Для русских людей, еще не сумевших затянуть свои раны от военных событий, жизнь Эльзы оказывается самым лучшим способом для мести всей Германии.
Многие персонажи по отношению к Эльзе испытывают только презрение, обвиняя ее в том, что она немка. Немка, и этим все сказано. Не случайно весь фильм она говорит на немецком языке, или ей приходится притворяться немой. Так же не случайно она оказывается в самом страшном положении. живя в России не среди людей, а среди хищников.
Кроме столь злободневного сюжета о русских, в фильме, как в дорогом салате, присутствует множество узнаваемых актерских физиономий, среди которых Сергей Гармаш, Александр Баширов, Алексей Горбунов и прочие, а итог, разумеется, исчерпан справедливым «На краю, граждане, не стойте».
Наталия Крамская
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Удивительно, как этой непростой картине нашлось место на большом экране, явно подстроенном под вкусы массового потребителя. Ведь, по сути. Учитель в очередной раз преподнес достаточно изысканное блюдо для гурманов. Скорее для тех, кто предпочитает вдумчиво дегустировать, не опускаясь до собственной травли поп-корном и кока-колой, употребление которых суть короткий путь к желудочно-кишечным расстройствам и панкреатиту. Для тех, кто умеет сопереживать, философски относясь к жизни как в фокусе режиссерской камеры, так и вне его.
Лена Фадеева