Новая весна готовит для нас очередную программу от Future Short с лаконичным названием «Головоломки». Проходить все это действие будет с
3 по
6 марта в кинотеатре
«35 мм» города Москва. Челябинские зрители должны сделать корректировку на время (
11-13 марта) и место (
кинотеатр имени Пушкина). Если верить пресс-релизу, то нас ждут: сентиментальная домохозяйка и рецепт приготовления омаров, опасная романтика, городские легенды и космическая одиссея из книжной лавки. То есть, коктейль более чем своеобразный. Нашему анимационному цеху, данное событие интересно, прежде всего, тем фактом, что 5 из 10 представленных работ (а это, если меня не подводит знание арифметики, 50 процентов) являются анимационными. Что само по себе не такое уж частое явление для этих программ. Обычно процент анимационных короткометражек здесь уверенно держится в промежутке 10-20. Итак, загибаем пальцы.
В состав
«Головоломки» входят работы австралийских, немецких, эстонских и американских аниматоров. Здесь вы найдете пластилиновую зарисовку Адама Эллиота, монохромную короткометражку о разумных животных Мартинуса Клемета, яркий парад роботов в видеоклипе Бипла, документальную анимацию «Тайна летающих ботинок», а также анимационный аналог шоу «Момент истины». Разнообразие стилистик и смысловых нагрузок бьет залпом, наверняка поражая цель. Хотя бы одна из историй вас обязательно зацепит.
Стоит заметить, что из всех представленных работ, определенной узнаваемостью пользуется только короткометражка «Кузен» австралийца Адама Эллиота. Зрителю он известен в первую очередь как автор сентиментально-психологической полнометражной мелодрамы «Мэри и Макс»
(немного лирики на тему этой пластилиновой фантазии ищите в ближайших заметках). Чуть более любознательные смогут вспомнить оскароносную короткометражку «Харви Крампет». Обе эти работы объединены схожей в общих чертах тематикой и повествуют о жизни пластилиновых персонажей, пораженных определенным недугом. Таким образом, более раннего «Кузена» можно рассматривать как своеобразный эпиграф. Или пробу пера, если вам угодно. Отметим также, что у Эллиота существуют еще две ленты подобного направления. Создается устойчивое впечатление, что у Адама были большие проблемы в семье. Или он обучался лепке по справочнику психических отклонений. Но, несмотря на мрачный тон, заданный серостью пластилина и сюжетной спецификой, его работы содержат определенное тепло. Тепло, которое позволяет человеку улыбнуться над своей нелепой жизнью.
Короткий метр - это объективное сегодня и наиболее вероятное завтра для анимационного кино, претендующего на звание авторского. Авторского не в смысле узнаваемости определенного стиля, созданного командой специалистов, а авторского в контексте сделанного независимыми творцами, влюбленными в этот жанр. Чтобы сегодня выпускать оригинальный полный метр нужно быть сказочником, как Шомэ, или сумасшедшим нью-йоркским фантазером, как Плимптон. На такое способны немногие. Плюс короткий метр является куда как более живучим, нежели его старший брат. В современной гонке не всегда удается найти полтора часа, чтобы заглянуть в чужие рисунки. Но пять минут найти еще можно, позволить себе небольшую передышку. А потому, короткометражная анимация
«Головоломок» заслуживает как минимум внимания. Вряд ли вы найдете ее на YouTube.