КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ
ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ (BLACKSWAN)
Жанр: триллер, драма
2010, США, 103 мин.
Режиссер: Даррен Аронофски
В ролях: Натали Портман, Мила Кунис, Венсан Кассель, Барбара Херши, Вайнона Райдер
ОЦЕНКА: 4
Даррен Аронофски, заявивший о себе оригинальным фильмом «Пи» и продолживший на стыке тысячелетий свою карьеру такими фильмами как «Реквием по мечте», «Фонтан» и «Рестлер», (который придал новый импульс угасающей уже было звезде Микки Рурка), относится к числу режиссеров со своим собственным почерком. Узнаваемый стиль, обращение к непростым, порой философским вопросам, вкупе с основным мейнстримным лейтмотивом творчества режиссера, сделало его достаточно популярным в широких кругах киноманов. Его новый фильм «Черный лебедь», равно как и «Рестлер», рассказывает историю о человеке, который выражает себя посредством тела.
Нина – балерина известного и уважаемого театра, стремящаяся во что бы то ни стало получить главную роль в новой версии «Лебединого озера». Но раздираемая внутренними страхами и противоречиями девушка ставит под угрозу не только отношения с матерью, но и свою самую заветную мечту и будущее в театре.
Всем хорошо известно, что без полной самоотдачи в спорте делать нечего. То же самое можно сказать и о балете, где зачастую бушуют куда большие страсти, и где лишь один неверный шаг может стоить артисту всей его карьеры. Как далеко способен зайти человек в стремлении быть первым, в стремлении стать идеалом, прежде всего для самого себя? Может ли красота спасти мир или она является тем, ради чего не стоит рисковать своей жизнью?
Именно эти и другие вопросы поднимает «Черный лебедь». Как это ни парадоксально, но фактически Аронофски ставит знак равенства между славой и успехом с одной стороны и одиночеством и трагедией с другой. «Если ты хочешь добиться чего-то стоящего в этой жизни, готовься отдать что-то взамен», как бы говорит нам режиссер. Вместе с тем картина интересна еще и тем, что имеет несколько трактовок. Это и рассказ об отношениях учителя и ученицы, матери и дочери, это и мрачная история о темных потаенных уголках человеческой души. Наконец, это метафорический рассказ о нелегкой судьбе артиста, поставившего перед собой крайне амбициозную, а возможно и невыполнимую, задачу.
Параноидальность истории поддерживается удачным монтажом и операторской работой, игрой света и тени. Грамотное распределение цветовой палитры создает необходимую визуальную глубину, раздвигая рамки восприятия ленты. Но главное украшение – конечно же, Натали Портман. Упорство и отважность актрисы достойны наивысшей похвалы. Тот эмоциональный надрыв, та страсть, которую буквально источает Портман с экрана, заставляет поверить в правдивость этой, в общем-то, мистической, фантасмагорической истории. Совершенно справедливо, что именно Натали получила в этом году «Оскар» за лучшую женскую роль.
Быть может, стоит упрекнуть ленту за излишне прямолинейную режиссуру. Аронофски без каких либо изысков и отступлений, привычных некоторым из почивших классиков прошлого, с первых же минут фильма начинает методично, шаг за шагом вести свою историю к однозначному, но оттого не менее красивому финалу. Более того, ближе ко второй половине картина норовит трансформироваться в мелодраму. Но, в основном благодаря самоотверженной игре Портман, этого не происходит.
Возможно, самый массовый, но вместе с тем захватывающий и смелый фильм Даррена Аронофски с великолепными актерами, отличными работами оператора, композитора (переработавшего, к слову, специально для фильма классическую музыку Чайковского) и художника-постановщика, подарит вам полтора часа гарантированного наслаждения. А изящный финальный перфоманс завершит историю последним, возможно, самым ярким штрихом. Зритель аплодирует, осветители гасят огни рампы, автор, расшаркиваясь, выходит на последний поклон. Занавес.
Геннадий Гусев