Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Скоро в кино / В субботу
Автор: Алина ЕрмолаеваДата: 21.03.2011 15:10
Разместил: Егор Пичугов
Комментарии: (0)

ЧЕРНАЯ БЫЛЬ

В СУББОТУ
Премьера:
24 марта
Жанр: драма
Производство: Россия, Германия, Украина
Режиссер: Александр Миндадзе
В ролях: Антон Шагин, Светлана Смирнова-Марцинкевич, Станислав Рядинский, Вячеслав Петкун

РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 4/5

Весна 86-го в Припяти была точно такой же, как и предыдущая, и вряд ли бы отличалась от последующей. На свадьбах звучали те же песни, а девушки носили те же каблуки. Жизнь в провинциальных городках течет неторопливо и не любит резких перемен, но они, тем не менее, могут наступить в одночасье. Так 26 апреля 1986 произошел взрыв на Чернобыльской АЭС. Неожиданно и страшно. Прошло уже 25 лет, но отголоски того события слышны и по сей день. Некоторые юбилеи печальны сами по себе, а потому, непроизвольно возникает желание закинуть их в самый дальний уголок памяти и не тревожить. Но нельзя, неправильно это и нечестно. Память, это, пожалуй, единственный инструмент, способный помочь нам не совершать ошибок прошлого. Так и картина Александра Миндадзе «В субботу» выходит в канун страшной трагедии. Какова цель данного фильма? Напомнить, объяснить, научить? И почему именно сейчас? Даже если картина не даст ответа ни на один из вопросов, так ли это важно. Задача любого творца «показать», а функция интерпретирования лежит целиком на зрителе.

Съемки фильма проходили на Украине, совсем недалеко от того места, где произошла катастрофа. Яркие кадры вновь уносят нас в прошлое, в середину 80-ых – декораторы ли это постарались, а может и правда - в небольших городах все по-прежнему именно так и выглядит. К сожалению, это не тот случай, когда зритель может предаться приятным воспоминаниям, несмотря на удачно переданную атмосферу уже ушедшей эпохи, и в этом виновата сама тема, болезненная для тех, кого, так или иначе, коснулась эта трагедия или ее последствия.

Главный герой картины Валерий Кабыш (Антон Шагин) оказывается одним из немногих, кто знает, что произошла катастрофа. Из-за того, что кем-то сверху было принято решение не сеять панику, он вынужден держать эту информацию в секрете, однако, все-таки, себя и свою девушку намерен непременно спасти – вполне понятное решение. Но целая серия мелких неприятностей и неудачно сложившихся обстоятельств мешает им поскорее покинуть медленно погибающий город. Изначально по скудной информации, имеющейся о фильме, предполагалась, что главной интригой будет дилемма, вставшая перед героем – раскрыть правду людям или спастись самому. После показа фильма на Берлинском кинофестивале и первым отзывам стало понятно, что фильм собственно не совсем об этом.

Этот картина стала второй режиссерской работой выдающегося сценариста Александра Миндадазе. Его режиссерский дебют «Отрыв» 2007 года выдвигался на «Нику» (в номинации «Открытие года») и «Кинотавр». Долгое время он успешно сотрудничал с Вадимом Абдрашитовым и среди их совместных работ были такие фильмы как «Плюмбум, или Опасная игра» и «Слуга». Так что, вполне можно ожидать, что из хорошего сценариста выйдет не менее замечательный режиссер. Особый интерес вызывает и человек, чьими глазами мы видим все происходящее, а именно – оператор. За камерой стоял румын Олег Муту, до этого успевший поработать над такими фильмами как «Смерть господина Лазареску», «4 месяца, 3 недели и 2 дня» и «Счастье мое». Для любителей фестивального европейского кино эти названия могут сказать многое. Однако кинокритики уже успели пожаловаться на его порой весьма специфическую работу, когда камера неустанно следует за героем и иногда показывает лица слишком крупным планом.

Исполнитель главной роли Антон Шагин удивительным образом хорошо перевоплощается то в «стилягу»-шестидесятника из фильма Валерия Тодоровского, то теперь становится типичным представителем 80-х. Еще не примелькавшееся лицо Светланы Смирновой-Марцинкевич, исполняющей главную женскую роль, также хорошо подходит под тип девушки 80-х. На вторых ролях лица тоже весьма колоритные: Станислав Рядинский - хиппи из последнего фильма Гарика Сукачева «Дом Солнца» и даже Вячеслав Петкун, для которого работа над этим фильмом стала фактическим дебютом в большом кино. Глядя на кадры из фильма и правда возникает ощущение, что ты попадаешь в прошлое – типажи подобраны чрезвычайно удачно.

Памятуя о прошлом успехе ленты Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», получившей на Берлинале сразу нескольких «Серебряных медведей» в двух номинациях, мы смели ожидать чего-то подобного и в этом году, но, увы, наши надежды не сбылись. На первый взгляд с синопсисом все предельно ясно и на вопрос о чем фильм как-то сразу находится ответ – о Чернобыльской катастрофе. Правда в таком случае возникает другой вопрос: чего же именно не поняли западные критики. Нельзя сказать, что на Берлинском кинофестивале фильм провалился. Наоборот он вызвал отзывы, причем самые разные, и хотя бы это говорит о том, что ленту Миндадзе стоит посмотреть, чтобы обзавестись собственным мнением на ее счет. Но неужели и на этот раз западные критики не поняли загадочную русскую душу или мы смогли и фильм-катастрофу (а ведь это не иначе как катастрофа) снять так, что вышел типичный пессимистично заунывный арт-хаус? Или же все дело в менталитете, наши поступки порой и правда плохо поддаются пониманию западного человека, а потому сломанные каблуки и отсутствие паспорта никак не могут стать поводом остаться в умирающем городе. Нет у нас этого стремления выжить любой ценой, мы традиционно бросаем все на самотек, а потом удивляемся, почему неожиданно все заканчивается плохо.

Чернобыль становится только фоном, той самой ситуацией, попав в которую все ярче прорываются наружу наши основные черты. И пусть участие на Берлинале не принесло нам заветной награды, это как раз тот случай, когда можно с уверенностью сказать, что им «там» просто не понять, что это кино о нас и для нас.

Алина Ермолаева
Нравится
Похожие страницы:
В субботу, 2011
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 493 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio