23 марта в Лос-Анджелесе на 80-м году жизни в медицинском центре «Сидарс-Синай» от сердечной недостаточности скончалась великая актриса Голливуда Элизабет Роузмунд Тэйлор.
12 февраля этого года она была госпитализирована в больницу, но уже вскоре, личный пресс-секретарь Салли Моррисон, опровергая информацию о сердечном приступе, заявил, что самочувствие актрисы значительно улучшилось, но было не ясно, сколько пробудет Лиз под наблюдением врачей.
Из-за недомогания актрисе пришлось отменить участие в мероприятии 9 февраля, на котором ей и бывшему президенту США Биллу Клинтону должны были вручить награды за поддержку в исследованиях по борьбе со СПИДом.
Легендарная актриса покинула этот мир в окружении своих четверых детей. По сообщению родственников, Элизабет будет похоронена на этой неделе.
Будущая кинозвезда, икона Голливуда, начала свою актерскую карьеру в 9 лет. После съемок в семейном фильме «Лесси возвращается домой», симпатичная девчушка в голубом платьице получила главную роль в спортивной драме «Национальный Вельвет». В таком юном возрасте, Лиз для съемок в фильме пришлось овладевать верховой ездой, но девчонка была без ума от лошадей, и вся любовь к животным, показанная ее героиней в фильме – искренняя, поэтому, ей не составило труда справится с ролью. Уже в 11 лет Элизабет заключает контракт с могущественной киностудией MGM и играет в продолжении истории о преданной собаке «Храбрость Лесси» в 1946 году.
Уже тогда юной актрисе удалось поработать с именитыми актерами. В 1943 году на экраны вышла экранизация романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», поставленная Робертом Стивенсоном с легендарным Орсоном Уэллсом и Джоан Фонтейн в главных ролях. Тейлор сыграла эпизодную роль, но даже за то малое экранное время мастерски приукрасила фильм своим детским обаянием и лучезарной улыбкой. Не затерялась она и в легкой комедии «Жизнь с отцом» Майкла Кёртица, в которой, будто бы сыграла саму себя – прозорливое юное создание, жаждущее первой любви, и уже в «Свидание с Джуди» разбила мальчишеские сердца своей божественной красотой очаровательной кокетки.
Но серьезно об актерских дарованиях Тейлор начали говорить после съемок в «Конспираторе» Виктора Савилла, а далее, последовали милые комедии «Отец невесты» и «Маленькая прибыль отца» с самим Спенсером Трейси в главной роли.
Кинематографическим прорывом для актрисы стала роль в экранизации романа «Американская трагедия» Теодора Драйзера. Постановка Джорджа Стивенса «Место под солнцем» сорвала шесть «Оскаров» по девяти номинациям. На съемках Элизабет познакомилась с Монтгомери Клифтом, который всячески направлял и подсказывал актрисе как надо играть в том или ином эпизоде. Их знакомство переросло в крепкую дружбу, длившуюся до самой смерти Клифта в 1966 году.
В 50-х Элизабет играет главные роли в романтической «Рапсодии», трагичном «Последний раз, когда я видел Париж», раскрывая свой драматический талант, но при этом, не забывая показать свое прекрасное личико и в «Айвенго». В 1956 году на экраны выходит последний фильм с участием Джеймса Дина «Гигант» того же Стивенса, а уже в следующем году, Лиз снова играет в паре с Клифтом в «Округе Рэйнтри» и получает свою первую главную номинацию на «Оскар».
Но всеобщее признание пришло к Тейлор после фильма «Кошка на раскаленной крыше» Ричарда Брукса, в котором она сыграла неунывающую, борющуюся за сохранение своей семьи, уверенную в себе Мегги. Сложная роль в пьесе Теннесси Уильямса была исполнена Лиз в паре с голубоглазым Полом Ньюманом великолепно, и даже немного пугающе, и не смотря на личное горе – гибель любимого мужа, актриса закончила съемки в фильме и не подвела съемочную группу.
Далее последовала череда успехов очаровательной актрисы, удивляющей зрителей как своей красотой, так и своим актерским дарованием. Роль во «Внезапно прошлым летом» по пьесе Уильямса, пожалуй, одна из самых сложных в карьере актрисы, и Элизабет тонко сыграла запуганную девушку, потерявшую правду в потаенных закоулках собственного сознания. Монолог Элизабет в конце фильма – своеобразный сложный кульбит актерского мастерства, в котором актрисе была предоставлена широкая площадка для самовыражения. А далее, последовала роль сексуальной «девушки по вызову» в «Баттерфилд 8» и первый главный «Оскар» за исполнение лучшей женской роли. Парадоксально, но именно в этой картине Лиз не хотела сниматься, но связанная по рукам контрактом студии, не смогла отказаться.
Мировую известность Тейлор получила за роль царицы в «Клеопатре» Джозефа Лео Манкевича. Интересных фактов о съемках картины можно рассказать уйму, но именно эта картина стала переломной в карьере Тейлор (первый гонорар в истории кинематографа с шестью нулями) и в личной жизни, когда вспыхнула любовь между ею и актёром Ричардом Бёртоном.
А вообще, о личной жизни Элизабет Тейлор можно рассказать много: восемь замужеств, каждое из которых представляло немалый интерес для папарацци, несметные гонорары, громки ссоры и расставания, бесконечные путешествия по отелям и изысканный образ жизни настоящей королевы сверкающей в бриллиантах. Казалось, что Тейлор жила двойной жизнью: на экране и под объективами фотоаппаратов, и не понятно, какая из них была интересна больше. Также любят постоянно напоминать о всевозможных болезнях, травмах и операциях актрисы. Сосчитать их не представляется возможным, и по утверждениям самой Лиз, она оказывалась на больничной койке более 40 раз.
Но стоит вернуться к актерской карьере Тейлор, и вот уже спустя три года после премьеры «Клеопатры», Элизабет полностью стирает свой привычный образ очаровательной и немного таинственной женщины, чтобы сыграть в фильме Майкла Николса «Кто боится Вирджинии Вульф?». Потолстев на 10 килограмм и «потеряв» молодость в морщинах и покрытых сединой волосах, Элизабет предстала в шокирующем амплуа грозной, крепкой на словцо женщины, разбитой алкоголем, несчастной жизнью и окружающим непониманием. Столь сложные по структуре отношения супружеской пары, подкрепленные сильными диалогами и профессионально исполненные актерами, вряд ли кого оставят равнодушными. И тут уж Лиз вполне заслуженно получает своего второго «Оскара». Уже в следующем году Элизабет удивляет зрителя игрой в «Укрощении строптивой» по Уильяму Шекспиру в постановке Франко Дзиффирелли.
А далее, как не печально, заметен легкий спад в карьере Тейлор. Играет на пару с Марлоном Брандо в «Бликах в золотом глазу», затем, часто составляет компанию своему мужу Бёртону то в главной роли («Кулик», «Бум», «Его развод – её развод»), то в эпизодной («Доктор Фауст»). В 70-х Тейлор начинает участвовать в телевизионных проектах и сериалах, появляясь в детективной истории по Агате Кристи «Зеркало треснуло», ужасе «Ночной дозор», загадочной притче «Место водителя» и детской сказке «Синяя птица». Роли в этих лентах исполнены Лиз на должном уровне, но, увы, сами картины не получили широкого отклика у зрителей.
Проблемы в личной жизни, наркотики и алкоголизм пагубно влияли на карьеру Тейлор, пока не привели к разводу с Бёртоном, но что удивляет, так это феноменально неугасающий интерес к голливудской персоне на протяжении многих лет.
В 80-х Лиз почти уже и не снимается, а в 90-х напоследок напомнила о себе в «Флинстоунах» и «Старых клячах по-американски». Под закат актерской карьеры она принимала активное участие в благотворительностях и в компаниях по борьбе со СПИДом, с легкостью расставаясь с нажитом богатством.
Элизабет Тейлор навсегда останется «последней богиней Голливуда» ушедшей золотой эпохи кинематографа. Ее заслуги в кинематографе еще долго будут и после смерти будоражить умы общественности. Но мы всегда будем помнить её красоту, грацию и волшебные синие глаза, которыми она покорила весь мир. И будем благодарны ей за подаренные нам незабываемы образы в столь разных, но уже ставшими классикой фильмах.
Вечная память…
Дмитрий Фролов