СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА
ЗАПРЕЩЕННЫЙ ПРИЕМ (SUCKER PUNCH)
Премьера: 31 марта
Жанр: фэнтези, боевик, триллер
Производство: США, Канада
Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Эмили Браунинг, Эбби Корниш, Джена Мэлоун, Джеми Чунг, Ванесса Энн Хадженс, Карла Гуджино, Джон Хэмм, Скотт Гленн, Оскар Айзек
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 5/5
В декабре 2009-го Джеймс Кэмерон со своим «Аватаром» убедительно доказал скептикам, сколь перспективным может быть использование эффекта 3D в современном кино. Многие режиссеры последовали его примеру. Однако были и такие, кто вольно или невольно убедил продюсеров в опрометчивости подобного шага. Одним из таких людей был Зак Снайдер, автор «300 спартанцев» и «Хранителей», чей новый фильм «Запрещенный прием» может еще больше утвердить американца в качестве одного из главных визионеров от кино XXI века.
Первоначально фильм планировалось снимать в 3D. Но позже, особенно после ряда неудачных релизов («Битва Титанов»), стало понятно, что конвертация картины в 3D на этапе пост-продакшна не может создать такой же стереоскопический эффект, который возможен, если снимать фильм сразу специальными 3D-камерами. Но для того, чтобы воплотить все в реальность (как это делал Кэмерон, когда работал над блокбастером о мире Пандоры), у Зака и его команды не было ни необходимого опыта, ни особого желания. Поэтому, тщательно взвесив все «за» и «против», продюсеры фильма вместе с режиссером решили отказаться от этой затеи.
Сюжет нового фильма Зака Снайдера строится вокруг девушки, отправленной в психиатрическую больницу по настоянию своего злого отчима. Там ей делают лоботомию. Не сумев справиться с болью в реальном мире, она придумывает воображаемый мир, полный необычных явлений, загадочных существ и удивительных людей. В своих фантазиях она начинает обдумывать план побега из больницы. Но для этого ей нужно раздобыть пять предметов. Помогать девушке в поисках этих вещей будут четыре ее подруги, заточенные в той же «лечебнице».
Тема о вменяемости, а также злоключениях центральных персонажей (преимущественно женского пола) в психиатрических больницах не нова для кинематографа. Достаточно вспомнить мастерский триллер Клинта Иствуда «Подмена» с Анджелиной Джоли, «Прерванная жизнь» Джеймса Мэнголда, «Вероника решает умереть» с Сарой Мишель Геллар или «Иллюзия полета» с Джоди Фостер. Все эти картины, задающиеся, впрочем, разными вопросами, схожи с «Запрещенным приемом» завязкой сюжета, но имеют важное отличие: они концентрируются на метафизическом представлении о реальности, тогда как фильм Зака Снайдера более склонен к сюрреалистической интерпретации действительности.
Когда о проекте было только объявлено, предполагалось, что центральную роль, – роль девушки Бэбидолл, – исполнит Аманда Сайфред. Снайдер давно следил за ее карьерой и полагал, что лучшей кандидатуры ему не найти. Но Сайфред была очень занята в других постановках (в частности, в новой экранизации истории о Красной Шапочке), поэтому роль Бэбидолл доверили Эмили Браунинг.
Интересная молодая актриса, уроженка Австралии, начала сниматься на телевидении с ранних лет. Ее дебют на австралийском ТВ случился, когда девочке было шесть. А первые серьезные роли в кино датируются началом двухтысячных, когда Браунинг дали небольшие, но запоминающиеся роли в «Корабле-призраке» и «Банде Келли». Но настоящий успех пришел к австралийке чуть позже, когда ей досталась одна из ключевых ролей в экранизации серии сочинений Дэниэла Хэндлера – «Лемони Сникетт». «Запрещенный прием» может стать важной ступенью для Эмили Браунинг на ее пути к голливудскому Олимпу.
На роли ее боевых подруг были приглашены не слишком известные в широких кругах, но уже довольно опытные и перспективные актрисы. Роль Суит Пи исполнила Эбби Корниш («Хороший год», «Золотой век»), Роккет стала Джена Мэлоун («Холодная гора», «Руины»), Эмбер – Джеми Чунг («Чак и Ларри: Пожарная свадьба», «Драконий жемчуг: Эволюция»), а Блонди – Ванесса Энн Хардженс («Классный мюзикл: Выпускной»).
Идейно важную роль владелицы борделя в вымышленном мире воплотила Карла Гуджино, уже работавшая с Заком на «Хранителях». А Мудреца, рассказывающего Бэбидолл о пяти предметах,
которые ей необходимо найти, исполнил Скотт Гленн («Молчание ягнят», «Ультиматум Борна»).
«Запрещенный прием» – первый фильм Снайдера, который поставлен по оригинальному сценарию. Именно этот момент режиссер и называет самым сложным в процессе работы над картиной. Ранее Зак только один раз пробовал себя в качестве драматурга. Это были «300 спартанцев». Но даже тот случай не идет ни в какое сравнение с тем, какие обязанности легли на плечи Зака во время съемок «Запрещенного приема».
Снайдер всегда отдавал должное визуальной составляющей кино, что было заметно уже по его первому фильму, – «Рассвет мертвецов». И уж тем более это стало очевидным после выхода «300 спартанцев» и «Хранителей». Есть основания полагать, что в «Запрещенном приеме» все будет так же красиво. Ведь за камерой вновь очутился Ларри Фонг, снимавший две последние ленты Снайдера.
Но если «300» были брутальной псевдоисторической сказкой, а «Хранители» соединили в себе эклектику жанра нуар, реальный мир и супергероев из комиксов, то «Запрещенный прием» пошел по другому пути. В фильме можно будет увидеть драконов и зомби, ниндзя и полуголых девушек, бордели и самолеты-бомбардировщики, самурайские мечи и крутое огнестрельное оружие, террористов и даже настоящие танцевальные номера. Сам режиссер называет свой новый фильм «Алисой в стране чудес с автоматами». Жена Зака и по совместительству его партнер по бизнесу, Дебора Снайдер, добавляет: «В конце концов, это всего лишь история о том, на что способна пойти брошенная всеми девушка, чтобы выжить». Вдохновляясь фэнтезийными мирами, героями комиксов, мультфильмами, историей Европы и сюрреалистическими картинами, Снайдер соединил в своей новой работе, казалось бы, несоединимые вещи: Первую мировую войну, бордели середины прошлого века, ниндзя и ночные клубы.
Однако, наряду с визуальными составляющими ленты, Снайдер много внимания уделил и саундтреку. «В нашей истории музыка – это именно то, что погружает героиню Браунинг в выдуманные миры», – говорит Зак. Структура этих миров в некоторой степени походит на то, что мы видели совсем недавно в «Начале» Кристофера Нолана. Каждый герой фильма находится как в реальном мире (в психиатрической больнице), так и в выдуманном, который создала Бэбидолл в своих бредовых фантазиях. В «Запрещенном приеме» три основных локации: действительность, «поддействительность» (именно там Бэбидолл встретит мадам Горски – хозяйку борделя) и придуманный мир. В переплетении жизни этих миров и состоит одна из интриг фильма.
Для того, чтобы правдоподобно выглядеть в фантастическом экшене, Эмили Браунинг и другие девушки прошли тренировочный курс, растянувшийся на двенадцать недель (по шесть часов в день, пять дней в неделю). Для Браунинг это первый подобный опыт, так как в предыдущих проектах демонстрировать свою физическую форму ей не было необходимости. Но она, как и остальные девушки, достойно справилась с этим испытанием.
Впервые о «Запрещенном приеме» было упомянуто в марте 2007-го, когда Снайдер вместе с драматургом Стивом Шибуя вплотную занялся работой над сценарием. Была собрана та же команда, что трудилась над «Хранителями», вышедшими в международный прокат двумя годами ранее.
Дистрибьюцию фильма взяла на себя Warner Bros., также сотрудничавшая с Заком. Предполагалось сделать фильм более жестким (рейтинг R), но после кассовой неудачи «Хранителей» студия зареклась создавать крупнобюджетные R-rated фильмы. Поэтому в «Запрещенном приеме» особо кровавых или откровенных сцен вы не увидите. Хотя, возможно, в режиссерской версии они и появятся.
Пре-продакшн картины стартовал в июле 2009-го в Лос-Анджелесе. Основные съемки прошли в канадском Ванкувере, с сентября того же года по 22 января 2010-го. Первые кадры будущей картины были обнародованы летом 2010-го на ежегодном фестивале Comic-con, проходящем в Сан-Диего. К проекту также был привлечен известный американский фотограф Клей Эмос, уже имеющий опыт работы со Снайдером («Хранители»). Над спецэффектами ленты работали команды из Animal Logic (трилогия «Матрица», «300 спартанцев», «Гарри Поттер и Кубок огня», «Дом летающих кинжалов») и Moving picture Company (все те же «Хранители», а также «Битва Титанов», «Робин Гуд», «Принц Персии»). Художником-постановщиком фильма был назначен Рик Картер (вторая и третья части «Назад в будущее», «Форрест Гамп», «Война миров», «Аватар»).
«Запрещенный прием» – безусловно, один из самых ожидаемых проектов года. Может смущать тот факт, что результаты тестовых показов картины оказались не такими хорошими, как предполагала студия. Но не стоит всерьез относиться к тестовым показам, так как зачастую фильм там демонстрируется еще до некоторой степени «сырым». Лучше помнить о том, что предыдущие проекты Зака Снайдера могут служить отличным поводом для того, чтобы в один погожий весенний денек усесться в мягкое кресло перед большим экраном и очутиться в другой реальности. В реальности, имя которой «Кино».
НЕПРОСТОЕ КИНО
Арт-хаус и мейнстрим настолько противоположны в своих задачах и способах их достижения, насколько это вообще возможно. Конечно, в кинематографе бывали редкие случаи, когда некоммерческое кино превращалось, волею случая, в массовое и, к тому же, собирало неплохую кассу. Однако, на то они и исключения, лишь подтверждающие общее правило: артхаус и мейнстрим являются полными антагонистами. К сожалению, у непросвещенной публики сложилось превратное впечатление об артхаусе: дескать, авторские ленты навевают тоску и до того бессобытийны, что гольф по сравнению с ними можно считать динамичным и захватывающим зрелищем. А некоторые бездарные режиссеры заявляют о том, что в свои картины они привносят часть себя, пытаются расширить сознание, заглянув в глубины человеческой души. Но, наверное, не стоит путать артхаус и неуклюжие подделки под него.
Зак Снайдер своими «300 спартанцев» обозначил себя как 100 % мейнстримный режиссер. Каково же было удивление общественности (и прежде всего значительной части посетителей кинотеатров), когда в прокат вышли «Хранители». То, что считалось низким жанром, в мгновение ока превратилось в «высокий штиль». Многие зрители, не чаявшие увидеть в фильме о супергероях аллюзии на исторические факты, дуализм псевдогероического бытия и прочие малопонятные им вещи, просто отплевывались в негодовании своим же попкорном. Однако были же и другие, – те, которые сочли Снайдера большим мастером, а «Хранителей» – гениальным фильмом. Истина, конечно, где-то посередине, поэтому «25-й кадр» просто назвал «Хранителей» лучшей картиной 2009 года. Но факт налицо: Снайдер уже сейчас зарекомендовал себя как режиссер, способный скрестить авторское кино с массовым (впрочем, не без урона для кассовых сборов), философское с популярным.
Тем интереснее проследить за дальнейшей судьбой этого талантливого автора. Ведь еще до своей премьеры «Запрещенный прием» вполне способен соперничать с «Хранителями», не только по части внешней оболочки, но и в отношении содержания.
Геннадий Гусев