Это и есть концептуальное искусство?
Я такой арт-хаус каждую неделю вижу.
Нет, если тебе этого не хватает, я могу уступить очередную стирку.
Мария Б.
Начало весны отметилось крайне неприятным подарком для челябинских любителей концептуального искусства. Город, а за ним и область, лишился одного знакового мероприятия. «Челябинский Нет-фестиваль видеоарта и анимации» приказал долго жить. По крайней мере, именно в такой формулировке.
Свою историю Нет-фестиваль ведет с 2008 года. Именно тогда кинотеатр имени Пушкина собрал под своей крышей любителей и создателей видеоарта и анимации. Сама концепция фестиваля предлагала участникам поразмышлять на тему «Влияние запретов и взглядов на творчество художника». Создатели фестиваля ставили перед собой задачу – познакомить публику с новыми течениями в современном искусстве и продемонстрировать творчество сегодняшних аниматоров, экспериментирующих с языком и формой. Правда анимация в названии фестиваля скорее подразумевает некое «одушевление» картинки (ну хорошо, возможно идеи), нежели создание мультипликационной короткометражки.
Да и то, что видеоарт по своей структуре субстанция довольно тонкая и не каждому понятная, может отметить даже зритель, придерживающийся очень широких взглядов. Судите сами, на первом фестивале гран-при взяла милая работа Андрея Сяелева «27 абстракций». Это видеохулиганство представляло собой набор абстрактных картин, полученных путем перемешивания вещей в стиральной машинке. И так 27 раз на протяжении достаточно долгого промежутка времени. Отчетливо помню недоуменный взгляд выходящих из зала. Немудрено, на их глазах разворачивалось нечто явно не укладывающееся в знакомые понятия кино и анимация. Но, это был первый пробный выстрел.
Уже на втором фестивале было учреждено порядка шести номинаций в конкурсной программе видеоарта и анимации. В том числе появилась интересная нам номинация «Лучшая анимационная работа». Ниже представлен победитель в этой номинации. Работа носит название «Колобок. Однажды в Чернобыле». Автор Анатолий Кочеваткин из Иркутска. Людям, считающим, будто анимация это что-то доброе из детства (ну и конечно детям, беременным женщинам и пенсионерам, это как-то по умолчанию) смотреть настоятельно не рекомендую. Причина вполне банальна, я не знаю ответ на вопрос, что именно употреблял автор и где это достать.
Сюжет отдаленно напоминает знакомую всем сказку, но практически не играет никакой роли в этой короткометражке. В принципе и Чернобыль притянут в названии больше для эпатажа. С тем же успехом ролик мог называться «История о борьбе за выживание на одной известной планете в ближайшем обозримом будущем» или «Опус о вреде модифицированной морковки». Хотя, механические тени животных определенно выступают как некое метафорическое предупреждение всем нам. При этом просматривается намек не только на экологические проблемы сегодняшнего общества, но и на культурную составляющую, которая все больше пополняется техногенными уродцами, вытесняющими привычные классические образы. Современная басня, рассказанная с помощью флеш-технологий? Почему бы и нет.
В 2010 году конкурсная программа уже строго делилась на видеоарт и анимацию. Последняя обзавелась двумя победителями. Приз за лучшую анимационную работу получил Betsy Kopmar (Беркли, США), за абстрактную лирическую симфонию - «Night Fishing with Cormorants» (кажется «Ночная рыбалка бакланов»). Видеоцитату из этой работы вы можете наблюдать ниже.
Приз зрительских симпатий завоевала короткометражка «The Last Thread» (Liz Skaggs, Лос-Анджелес, США). Эта работа уже значительно ближе неподготовленному зрителю, поскольку единственный монстр, представленный в ней, это большая тряпичная кукла, пытающаяся сшить свое маленькое и, что самое главное, счастливое подобие. Здесь автор уже не ставил перед собой задачу эпатировать публику, ведь привлечь к себе внимание, вызвать чувства, заставить сопереживать, можно и простой, но очень личной историей.
Как видим, уровень присылаемых работ год от года растет. На лицо эволюция графико-идейной части. Но тогда почему же третий фестиваль стал для Челябинска последним? Все просто – Челябинский Нет-фестиваль создавался как некоммерческий проект группой молодых людей на добровольных началах. Попытки получить поддержку у городской и областной администрации так и не увенчались успехом. Увы, Челябинская область прочно закрепила за собой звание развитого промышленного региона, в котором культура играет роль незначительного придатка. Занавес? Не совсем.
Как пишет Кристина Абрамичева в своем блоге, упавшее знамя фестиваля подхватила галерея актуального искусства «Х-МАХ». Таким образом, Нет-фестиваль, сохраняя свой облик, свои задачи, цели, концепцию, переезжает в Уфу. Единственное изменение претерпело название фестиваля. Теперь он стал «Международным Нет-фестивалем видеоарта и анимации». О приставке Челябинский можно благополучно забыть.
Что ждет фестиваль в будущем сказать сложно. Возможно, это его предсмертная агония, и еще одним хорошим начинанием станет меньше. А возможно, он приживется на новой почве и принесет свои обильные плоды. Сейчас сказать сложно. Наверняка можно утверждать лишь одно: Челябинский Нет-фестиваль умер. Да здравствует Международный Нет-фестиваль! Все желающие приглашаются к сотрудничеству.