ЛУЧШИЙ ТРИЛЛЕР/УЖАСЫ
Фильмы только для тех, у кого все в порядке с психикой. Исключительно для стрессоустойчивых зрителей. А может, все наоборот? Картины для законченных психов, обожающих леденящие кровь ситуации? Единственно верного ответа на этот вопрос нет, но одно можно сказать наверняка – уведите от мониторов детей, стариков и кормящих матерей. Вспоминаем самые страшные и напряженные ленты 2010 года.
ДРУГИЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ:
ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА
НЕМЫСЛИМОЕ
ХИМЕРА
3 МЕСТО:
Очередной мужской фильм, снятый женщиной Кэтрин Бигелоу, со всех сторон выглядит драмой о людях, для которых война – уже даже не работа, а единственный способ комфортного существования. Хотя какой может быть комфорт в громоздком защитном костюме сапера американской армии? Этим же вопросом задается и главный герой фильма, предпочитающий порой работать в комфорте, т.е. сняв спасительный, но тяжелый скафандр, поднимая напряжение фильма на пару десятков градусов.
Пусть критики хвалят «Повелителя бури» за свежий взгляд на войну (теперь это работа и наркотик) и достоверно раскрытый интересный характер главного героя, нельзя не назвать лучшими моментами и те самые томительные минуты, которые Уильям Джеймс тратит на противостояние со взрывными устройствами. Недоброжелательные местные жители, душный воздух, тесный костюм, соленый пот, заливающий глаза и множество проводов бомбы, специально переплетенных таким образом, чтобы запутать сапера, заставить его ошибиться – в таких условиях проходят дуэли Джеймса с орудиями смерти. Не нужен никакой зубодробительный монтаж, тревожная музыка и экшен, достаточно ручной камеры, обеспечивающей полный эффект присутствия в «горячей точке» – и становится не по себе. Может, «Повелитель бури» и отмечен почти везде как образцовая драма, но как триллер, он тоже заслуживает своей порции аплодисментов.
2 МЕСТО:
«Погребенный заживо» вышел очень напряженным, необычным и провокационным. Эти две последние особенности, видимо, и стали причиной кассового провала в США. Традиционное пуританское общество, воспаленное 11-м сентября, сразу же отвергло настолько жесткую и бескомпромиссную критику. Но возмутительнее всего было то, что этот неприятный потрет американцы увидели сквозь тему терроризма. Они, пострадавшие от него и боровшиеся с ним, мнили себя жертвами, а Кортес показал их настоящими палачами. В его камерном, скромном фильме произошел какой-то мировоззренческий переворот. В исходе этой истории виноват не террорист, с которого, можно сказать, и взятки гладки, ибо он всего лишь выполняет свою работу – у него нет другого выбора. Но весь американский народ – от простых домохозяек, погрязших в праздности, до начальников спецслужб – этот выбор имеет. И потому именно он совершает преступление. В остальном мире картина с лихвой окупила свой бюджет, принеся создателям достойную прибыль. На пользу фильму работает не только социальный подтекст, но и собственно жанровые фишки, когда саспенс возникает от движения камеры, а захватывающий экшен заключается в попытке Рейнольдса дотянуться до фонарика.
1 МЕСТО:
Последняя лента Мартина Скорсезе «Остров проклятых» является своеобразным «жанровым букетом». Ленту легко можно причислить и к триллерам, и к драмам и даже к детективам и ужасам. Удивительно, но за всю свою режиссерскую карьеру, Мартин ни разу до этого фильма не прикасался ни к триллерам, ни к ужасам, поэтому для него «Остров проклятых» – своеобразный эксперимент в этих «хичкоковских» жанрах. Не так давно итало-американский режиссер опубликовал собственный список лучших картин ужасов, поэтому, нельзя сказать, что он учился только на одних драмах любимых режиссеров и итальянском неореализме. Вот уже не так долго осталось ждать выхода его следующего фильма, который будет направлен… на семейную аудиторию. А вы что, ждали еще одну криминальную драму?
Но своим «Островом проклятых» Мартин не упал в грязь лицом, более того, снял лучший мистический триллер этого года. И глупо утверждать, что мастерский режиссер выиграл только благодаря сильному первоисточнику – книге Денниса Лихейна. Закрученный сценарий здесь, действительно, сильный козырь, но без качественной постановки, лента бы сразу проиграла. Пугающая атмосфера, таинственные исчезновения, непонятные крики, раздающиеся то ли снаружи больничных стен, то ли в собственной голове. Таинственный остров (не тот, что у Жюль Верна) окруженный морской пучиной, может, и стандартное клише для фильмов ужасов, но еще никто не отменял замкнутые пространства в качестве пугающей основы. А если все это хорошенько заправить штормовой погодой, неразберихой, странными врачами и помешанными пациентами психической больницы, то получится почти идеальный триллер, который и пугает и не дает оторваться от экрана. Не изменяя своей постановочной группе, у Скорсезе опять Данте Ферретти отвечает за декорации, Роберт Ричардсон за кинокамеры, а Тельма Шунмейкер мастерски режет пленку, монтируя отснятый материал. Старая команда режиссера снова в сборе, а значит, за технические детали фильма даже не стоит беспокоиться.
И Мартин не был бы гениальным постановщиком, если бы загнал историю фильма в стандартные сюжетные повороты. У Скорсезе простых, одноступенчатых повествований не бывает, и эта картина – не исключение. События развиваются плавно, нагнетая все больший страх и ужас, а Лео отлично отыгрывает свою роль, запутывая зрителя все больше и больше. Развязка страшной истории введет в легкое оцепенение, а после просмотра останется металлический привкус во рту. Но по другому и быть не может, ведь перед нами качественный триллер снятый в старых добрых традициях, но при этом, нисколько не потерявший актуальность, а главное – способность запутать, заворожить и испугать.
Дмитрий Фролов, Игорь Талалаев, Михаил Тарасов
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
ЛУЧШИЙ ТРИЛЛЕР/УЖАСЫ 2009:
1. Пандорум
2. Антихрист
3. Затащи меня в ад
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
|
Комментарии:
1. | Владимир Борисов | | 08.04.2011 09:36 |
"Повелитель" все же ближе к военной драме, чем к триллеру (и тем более к ужасам) |
2. | Игорь Талалаев | | 09.04.2011 19:06 |
Ближе, поэтому он и занял лишь третье место. Но триллер в нем тоже есть. Ужасов нет совсем, но они просто объединены в одну номинацию с триллером, это уже классическая связка. |
|
|