РАБОТА ВО ИМЯ НАУКИ ИЛИ БОГА?
УБЕЖИЩЕ (SHELTER)
Жанр: религиозные ужасы
2010, США, 112 мин.
Режиссеры: Манс Марлинд, Бьёрн Стейн
В ролях: Джулианна Мур, Джонатан Риз Мейерс, Джефри ДеМанн, Фрэнсис Конрой, Натан Кордри, Бруклин Пру, Брайан Энтони Уилсон
ОЦЕНКА: 2
В мировой культуре Дьявол фигурирует часто, однако наибольшее развитие этот образ получил именно в XX веке, веке прогресса и свободы взглядов, где его представляли уже, наверное, в любой возможной ипостаси: от злодея до героя, от обаятельного искусителя до мертвой девочки, от злобного собирателя душ до справедливого судьи. И все-таки в каноническом смысле он олицетворяет все то, что христианин считает злом, однако социальная роль данного персонажа более прозаична – страшилка для народа, удачная попытка путем запугивания склонить массы к смиренной и праведной жизни.
Американский фильм «Shelter», поставленный режиссерами-шведами, эксплуатирует именно последнюю трактовку. Интересно и то, что снятая еще в начале 2009 года картина пролежала на полке больше года, прежде чем ее начали запустили в прокат некоторых странах Европы и Азии, хотя даже конкретная премьера в США на данный момент остается под вопросом. И главная проблема, скорее всего, в расчете на очень узкий круг зрителей, ведь здесь имеет место попытка сделать необычное кино – жесткий психологический триллер совместить с триллером религиозным, в котором, на поверку, оказывается очень наивная нравоучительная мораль, выписанная с особой жестокостью.
Атеистом в мире, в котором разворачивается действие, быть очень невыгодно, есть риск, что в один прекрасный момент начнет мучить кашель, на спине появится сыпь, которая, вообще-то, больше похожа на выжженный сатанистами крест, а потом будет рвать землей, которая в желудке взяться никак не могла, и в заключении этой маразматической болезни придет человек и высосет из неверца душу. А ведь начиналось все в духе крепкого психологизма, и главная героиня еще пыталась логически объяснить, каким боком ее пациент с раздвоением личности обладает воспоминаниями умерших при кроваво-загадочных обстоятельствах атеистов.
Несмотря на завязку, фильм из психологии довольно скоренько ретируется в мистику, и все интриги, выстраиваемые перед зрителем тут же переходят в раздел паранормального, где все уже нужно принимать на веру, а объясняется происходящее ритуальными обрядами огражденной от цивилизации общины, владевшей секретом переселения души из человека в банку, а иногда и обратно. Собственно, технология с ее правилами останется загадкой и ни одного вопроса веры, кроме элементарного «ты веришь в Бога?» фильм не поднимает, методично истребляя тех, кто поставил галочку в клеточке «нет», что и говорит о его поверхностном нравоучительстве.
Местами зрелище получилось, действительно, жутковатым – изуродованные «болезнью» и похищением души трупы, расписанные стены дома Адама, нотные страницы на бельевых веревках, куклы, повешенные на столбе вперемешку с куриными лапами. Допускаешь мысль, что эти странности связаны между собой, ведь вряд ли найдется несколько изощренных умов, способных оставлять такие символические композиции, однако, и это в итоге всего лишь необоснованная сюжетом задумка авторов для нагнетания атмосферы.
Даже удивительно, как на такую сомнительную постановку смогли заманить Джулианну Мур и Джонатана Мейерса, ведь не будь здесь качественной актерской игры, смотреть стало бы не на что, кроме пейзажей мрачной одноэтажной Америки. Риз Мейерс выложился на все сто, но его образ все равно получился несколько скомканным, ведь по сюжету ему приходилось метаться от одной своей раздвоенной личности к другой.
В итоге мы имеем религиозно-мистический триллер, изначально дающий надежду на суровый психологизм, но по ходу действия зарубающий все на корню примитивным нравоучительным подтекстом.
Лекс Картер