«Для кого был снят этот мультфильм?»
Вопрос, звучащий в каждой второй рецензии на современную анимационную ленту
Скажите, вы также как и мы задавались вопросом, на какую целевую аудиторию направлены последние анимационные опусы? Вы также ломали головы над тем, для кого предназначалась цитата из Копполы в «Ранго», и что обозначало словосочетание «Мото-мото» в «Мадагаскаре». Что ж, возрадуемся, возрастные границы зрителя «Последнего человека из Атлантиды» обозначены точно. По словам Александра Атанесяна, чья фамилия известна читателю в первую очередь по скандальному фильму «Сволочи», его новая работа адресована детям от 6 до 12 лет, которые должны составить 75% аудитории. Остальные 25% – сопровождающие взрослые. Мне одному кажется, что в цивилизованном мире, где мультфильмы имеют тенденцию иногда окупаться, пропорция составляется с точностью до наоборот. Давая себе четкий отчет в том, что Вы, читающий эти строки, скорее всего, не попадаете не в одну из вышеуказанных групп, на этом знакомство с данной картиной можно было бы и закончить. Однако, здесь в дело вступает извечное «но».
Казалось бы, очередная трехмерная поделка для детей, с истекшим сроком годности в строчке графика. Но дело здесь не в картинке, а в сюжете, являющем из себя ураганную смесь двух произведений советского фантаста Александра Беляева. Собственно, перед нами вольная трактовка истории о человеке-амфибии, адаптированная для детей младшего школьного. Обычно, в таких случаях конечный продукт, мягко говоря, сильно уступает оригиналу (исключение составляет разве что путешествия Гулливера, чья сатира существенно портит впечатление от взрослого варианта). Чтобы избежать объяснений, откуда у Ихтиандра появились жабры, создатели предлагают новую версию его рождения. Отныне он не человек, ставший жертвой эксперимента (в первоисточнике Беляева доктор Сальватор не преследовал благородные цели спасти человеческую жизнь), а последний человек из таинственной Атлантиды. Верховный жрец в преддверии гибели древней цивилизации, запечатывает нашего героя в мрамор, чтобы спустя сотни лет он проснулся и явил могущество Атлантиды миру. Очевидно, чтобы поднять соплеменников из морской пучины, Ихтиандра наделяют возможностью дышать под водой. Прям Неймор из марвэловских комиксов. В наши дни этот саркофаг находит профессор Айвор Брэнт. Далее по тексту известная нам встреча с Зуритой, любовь к Гуттиэре и трудный моральный выбор между любовью и бессмертием.
Особый предмет гордости и отеческой любви аниматоров – 3D картинка, которой сегодня можно удивить лишь… да никого нельзя удивить. Количество времени затраченного на создание новых похождений Ихтиандра играет очень скверную шутку с нашими глазными рецепторами. В 2001-2002 годах (дата начала проекта) трехмерной картинкой еще можно было развлечь. Сегодня, спустя 10 лет зритель не просто насмотрелся на все это 3D, он им фактически перекормлен. И пусть за это время создатели прошли огромный путь от первых трехмерных редакторов до «Motion Capture по-русски», принципиальных изменений в изображении на экране не наблюдается. Вместо того, чтобы поражать нас качеством визуальной проработки кадра, отменной драматургией персонажей и любовной прорисовкой каждой мелочи, нам предлагают картонные декорации с пластиковыми куклами-актерами. Даже не вспоминайте про «Беовульфа» Земекиса. По прорисовке любой персонаж скандинавской легенды даст сто очков вперед всем виртуальным актерам «Последнего человека из Атлантиды» вмести взятым. Дроздов, Ефремов, Джигарханян похожи на своих живых прототипов так же, как персонажи шоу «Мультличности» на известных политиков и медиа-деятелей. Разве что, в детище Атанасяна отсутствует шаржевый гротеск в отображении героев.
Естественно, аттракцион с узнаваемыми лицами актеров рассчитан в первую очередь на сопровождающих взрослых. Как, впрочем, и выступление кабаре-певички в местном пабе в довольно откровенном наряде. Однако и для совсем маленьких зрителей в ленте найдутся развлечения. Так в мультфильм введены комические зверушки, играющие не последнюю роль в развитии сюжета. Ну и что из того, что мы уже видели подобный зоопарк почти в каждом мультфильме. Дети любят забавных зверушек (белых и пушистых, а не облезлых маргиналов с дикого запада «Ранго»). Зато теперь они говорят голосами российских актеров. Ворона обрела голос Юрия Стоянова, а вот черепахе достался голос Ринаты Литвиновой. Увы, кроме голоса богиня русского кинематографа ничем больше делиться не захотела. А жаль.
Отдельных слов заслуживает промо-компания «Последнего человека». Александр Атанесян намерен как минимум вернуть потраченные на производство 7 млн. американских рублей. И, судя по словам продюсера, ассортимент сопутствующих товаров будет велик. От печенья «Гуттиэре» до шоколадных сигар «Зурита». Не удивлюсь, если в качестве бонусных материалов к DVD с мультфильмом будет прилагаться копия сериала «Человек-амфибия», снятого в 2004 году. Который снят, кем бы вы думали? Правильно, Атанесяном. И слоган напрашивается: «Посмотрел мультфильм? Посмотри сериал!» Поистине одержимость некоторых личностей морским дьяволом вызывает легкое недоумение.
А знаете, могло бы получиться неплохое кино. В самом деле, можно было бы закрыть глаза на графику. Сослаться на то, что это авторская стилизация. И для этого нужно было не так уж много – не трогать оригинальный сюжет Беляева. Ведь даже в наши дни роман «Человек-амфибия» не утратил своей художественной выразительности. В нем каждый может найти что-то для себя. Кто-то увидит в нем любовную историю, а кто-то вопросы соотношения науки и общечеловеческой этики (пусть не такое грандиозные как у уэлсовского доктора Моро, но все же). И попытки адаптации для детей могут обернуться (читай, обернутся на все сто процентов) очередным Незнайкой на Луне, из которого выбросили великолепную сатиру на капиталистический строй. И кому тогда будет нужен этот мультфильм? Хотя, наверное, я просто обижен, что так и не попал в обозначенные целевые группы.