На форуме произошло слишком много событий, а потому решено подытожить их. Тем более, что наш корреспондент Геннадий Гусев старательно посещал многие мероприятия и даже что-то запомнил.
Чуть более года назад Санкт-Петербург отворил свои двери для первого в своей истории Кинофорума. На повестке дня (читай – недели) стояли вопросы российского кинематографа в контексте международного сотрудничества. И пусть многие подобные события (как на ниве кино, так и политики, экономики и искусства) в основном являются лишь ширмой, позволяющей занятым людям из мира кино спокойно пообщаться о своем и отдохнуть в прекрасной дружеской атмосфере, главный петербургский кинофестиваль задал несколько иной тон всему происходящему. Хотя и здесь была красная ковровая дорожка, интервью со звездами отечественного и западного кинематографа, громкие заявления и привычные, зачастую скучные, пресс-конференции. Однако, для города, неизбалованного подобными событиями, Кинофорум уже в близкой перспективе может стать заметным явлением. Тем более что теперь есть все основания полагать, что он будет ежегодным.
Однако в настоящий момент
Санкт-Петербургский Международный Кинофорум еще не стал знаковым событием для горожан (да это и неудивительно, учитывая, что мероприятие проводится всего лишь во второй раз), но подарил возможность киноманам насладиться интересными (а подчас и неизвестными) лентами отечественного и иностранного производства. И, хотя, по заверениям горожан, лишь немногие из представленных лент произвели на них по-настоящему хорошее впечатление, факт остается фактом: конкурентов у столь масштабного и интересного культурного события в городе на Неве найти не представляется возможным. В рамках конкурсной и внеконкурсной программ Кинофорума участвовало
114 фильмов из 27 стран. Показ этих картин собрал около 40 тыс. зрителей. Что, учитывая начавшийся дачный сезон, конечно, является очень неплохим показателем.
Но, несмотря на многочисленные кинопоказы (в том числе на открытом воздухе на площади Искусств, рядом с Михайловским театром) и приезд знаменитых гостей, основной темой, идеей петербургского Кинофорума стало общение российских и зарубежных режиссеров, продюсеров и людей, связанных с миром кино. Общение включило в себя обсуждение возможных совместных проектов, налаживание международных связей и расширение границ влияния российского кинематографа.
Главным итогом этих дней стало не количество зрителей, а подписание соглашения о
возведении в Северной Венеции Дворца искусств. Фундамент здания будет заложен на Васильевском острове, а его стоимость по предварительным оценкам составит порядка 250 миллионов евро. Впоследствии планируется использовать сооружение, в том числе, как место проведения Кинофорума. Стоит сказать, что при строительстве Дворца будут использованы передовые достижения в технике. Здание Дворца будет оборудовано таким образом, что обеспечит просмотр кинофильмов одновременно для 5 тысяч человек, каждый из которых сможет регулировать уровень громкости фильма по своему усмотрению.
Также стало известно об открытии в Петербурге
Международной киношколы высшего кинематографического мастерства. Немаловажным выглядит тот факт, что нацелено обучение в киношколе будет на взаимное сотрудничество будущих выпускников с иностранными инвесторами и кинопроизводителями. Это, по замыслам создателей ВШКМ, даст чувствительный толчок для дальнейшей экспансии российского кино на запад.
Власти города всячески подчеркивали важность форума. Этому способствовала и активная реклама по всему Петербургу, и то, что председателем оргкомитета Кинофорума была выбрана вице-губернатор Санкт-Петербурга Алла Манилова. Ею была особо отмечена работа молодежной киношколы «Метрополис», где под патронажем Александра Сокурова в поселке Репино трудились молодые кинематографисты-любители. Возможно, кому-то из них посчастливится стать профессионалом. А Сокуров так увлекся работой с молодежью, что не успел посетить заключительный день – день закрытия Кинофорума.
Еще одним знаковым итогом недели стало подписание соглашения о создании
Франко-российской киноакадемии. Основной упор в своей работе Академия сделает на помощь и поддержку молодых, независимых режиссеров, а также обеспечит неплохой пиар отечественному кинематографу на родине Бальзака.
Вместе с тем широкий резонанс возымело
открытое письмо Сокурова к губернатору Петербурга Валентине Матвиенко. Известный режиссер в который раз выступил в качестве оплота градозащитников. На этот раз возмущение постановщика вызвало подписание документов о строительстве Дворца искусств. Ведь первый камень в фундамент нового здания планируется заложить как раз на месте нынешнего василеостровского трамвайного парка, который является старейшим трампарком Санкт-Петербурга.
Ожидаемо чуть меньший отклик вызвало вручение наград. И, хотя тут не случилось сенсаций, получение призов своими счастливыми обладателями стало логичным завершением Кинофорума. В рамках конкурсной программы «Новые Территории» лучшим фильмом стала лента
«Черная кровь» режиссера из Китая Мяоянь Джана. В этой же программе награду за лучшую режиссерскую работу получил режиссер из Шри-Ланки Санджиева Пушпакумара за свою картину
«Летающая рыба». Призом зрительских был отмечен Аки Каурисмяки за фильм
«Гавр». Приз Санкт-Петербурга за вклад в развитие кинематографии был вручен знаментому режиссеру Марлену Хуциеву. Отметило жюри и фильм
«Гешер» иранского режиссера Вахида Вакилифара. Вне конкурсной программы был награжден фильм Ли Тамахори («Умри, но не сейчас»)
«Двойник дьявола», российская премьера которого состоялась на Кинофоруме.
Одним из самых красивых моментов недельного киномарафона стал фейерверк, который предварил
Международный фестиваль «Музыка на воде». Художественный руководитель фестиваля – известный дирижер, народный артист России, Сергей Ролдугин. Публика, утомленная после жаркого летнего дня, разместившись на немногочисленных скамейках и зеленой траве на территории Петропавловской крепости, слушала легкую, ненапрягающую музыку в исполнении симфонических оркестров из Швеции, Литвы, Новосибирска и Санкт-Петербурга.
За два дня до этого еще один подарок жителям города и гостям Петербурга преподнесли организаторы Кинофорума, устроив на площади Искусств концерт киномузыки. На сцене выступили симфонический оркестр
«IP-Orchestra» под управлением Игоря Пономаренко, а также лауреат всероссийских конкурсов певица Манана Гогитидзе. В их исполнении прозвучали известные песни из советских фильмов. Публика, собравшаяся послушать полюбившиеся песни, по достоинству оценила прозвучавшие такие знакомые русскому уху мелодии. Причем, среди зрителей оказалось довольно много молодежи, которая, несмотря на отличную погоду, сделала выбор именно в пользу классических песен из советского кино.