БУРЯ В СТАКАНЕ
БУРЯ (THE TEMPEST)
Жанр: экранизация Шекспира
2010, США, 105 мин.
Режиссер: Джули Тэймор
В ролях: Хелен Миррен, Расселл Брэнд, Рив Карни, Том Конти, Крис Купер, Алан Камминг, Джимон Хунсу, Альфред Молина
ОЦЕНКА: 3
Изначально «Буря» не была популярной среди всего разнообразия пьес Уильяма Шекспира и только спустя века удостоилась звания выдающейся трагикомедии великого драматурга. Традиционно считается, что это одно из последних произведений Шекспира («Генриха VIII», как полагают шекспироведы, заканчивал уже другой автор).
Трудно судить, почему произошла такая эволюция вкусов, но сейчас «Бурю» считают, чуть ли не «художественным завещанием Шекспира».
Теперь же немного отвлечемся от Шекспира и переключимся на постановщика Джули Тэймор, которая начинала с театра и перебралась со временем в кино. Однако ее кинопостановки четко дают понять о прошлом режиссера. И хоть успех к Тэймор пришел после театральной переделки «Короля льва», стоит отметить тот факт, что в далеком 1986 году она ставила кукольную постановку «Бури». Первая ее кинопостановка была тоже адаптацией шекспировского творения – «Тит». Это была довольно смелая и нетрадиционная постановка – античные страсти разворачивались в чуть ли не урбанистических декорациях, в кадре появлялись мотоциклы, а герои были облачены в экстравагантные костюмы, больше навеянные эпохой, чем соответствующие ей. Затем Тэймор поставит «Фриду» и «Через вселенную», пока снова не вернется к Шекспиру со своей версией «Бури».
Шекспировская история осталась практически в первозданном виде, вот только вместо главного героя Просперо, на сцену выходит женщина – Проспера. Дальше – сюжет, знакомый поклонникам творчества Шекспира, а если кто с ним не знаком, зачин таков: на пустынном острове живет экс-герцогиня со своей дочерью. В свое время Проспера была вероломно предана и ее с дочкой посадили на ветхий корабль, пустив в открытое море. Но судьба милостива к ней – и корабль прибыл на остров. Проспера обладает знаниями магии и спасает воздушного духа Ариэля, который поступает к ней на службу. Все это лишь предыстория, а основное действие начинается с той самой бури, которую устроила главная героиня, узнав, что возле острова проплывает корабль с людьми, причастными к ее вынужденной ссылке. Сюжет отдалено напоминает одно произведение Александра Сергеевича Пушкина, где «родила царица в ночь не то сына, не то дочь…».
Очень трудная даже для театральной постановки пьеса, ведь сюжет строится вокруг трех основных линий, действие происходит в течение одного дня, а зрителю еще надо объяснить и причины появления героев на острове. Джули Тэймор подошла к делу со своим выработанным годами стилем. Герои говорят на языке Шекспира, а, следовательно, действие происходит не раньше 17 века, но при этом на них можно рассмотреть молнии в элементах костюмов, а один даже носит черную майку (такую у нас принято называть «алкоголичкой»). Фильм даже был номинирован на «Оскар» за лучший дизайн костюмов (как, кстати, и все прошлые фильмы Тэймор). Все это, конечно, очень необычно, но не работает на создание интриги. Закрученный сюжет, довольно единообразно иллюстрирует знаменитую пьесу, не привнося ничего оригинального, кроме элементов декора, костюмов и красивой природы.
Даже набранный великолепный актерский состав в большинстве сцен безжизнен, по причине того, что играть ему нечего. Основное внимание притягивает к себе Хелен Миррен, в очередной раз демонстрирующая, что может перевоплотиться аристократку. Минус еще и в театральном переигрывании – в кино это смотрится жутко и даже вызывает раздражение. Поэтому, имеем – даму Хелен Мирен, «галопом по Европам» других актеров и симпатичный, но незатейливый визуальный ряд. Такое кино и ругать особо не хочется, и похвалить толком не за что. Тем более, многим оно точно покажется натуральным снотворным.
Денис Буданов