КУРСОВАЯ С ТОЙ ЛУНЫ
АПОЛЛОН (APOLLO 18)
Жанр: неоригинальный космический триллер
2011, США-Канада, 89 мин.
Режиссер: Гонсало Лопес-Гальего
В ролях: МУоррен Кристи, Ллойд Оуэн, Райан Роббинс
Некоторым определенно не дает покоя чужая слава. Вот и наш старый знакомый Тимур Бекмамбетов зачем-то решил порадовать зрителей всего мира очередным отпочкованием псевдодокументального жанра, как две капли воды похожим на ленту «Ведьма из Блэр». Снимал, правда, не сам, видимо, нутром чуял грядущий прокатный провал, а потому предоставил режиссерское кресло некому Гонсало Лопесу-Гальего.
«Аполлон 18» стилизован под якобы засекреченную пленку NASA, на коей задокументирована судьба последней лунной экспедиции, существование которой ранее не афишировалось. Оригинальная на первый взгляд задумка реализована в виде сущей кальки с легендарной малобюджетки о студентах, заблудившихся в лесах Мэрилэнда; при этом видимые отличия совершенно не идут «Аполлону» на пользу. Оптимистичные главные герои со своими повседневными заботами, непрофессиональные камеры, откровенно бытовое начало – сценаристы Брайан Миллер и Кори Гудман настолько верно следуют «передираемой» ленте, что становится прямо таки тошно, и тем контрастнее та фальшь, что сквозит из каждой щели под обшивкой вымышленного корабля «Аполлон 18».
Вместо живого леса тут темный павильон и дешевые декорации, среди которых разворачивается не самая удачная имитация реальной космической жизни. Мирик и Санчес своих героев закинули в лес и по слухам даже голодом несчастных морили, а вот дуэт «астронавтов» в перерывах между дублями явно попивал кофе с ванилью и никакой непринужденности в их действиях нет, сплошная наигранность, от первых кадров, и до слезливого финала, который даже рядом не валялся с эмоциональным (хоть и так же наигранным) рыданием бедняги Хэзер. Но главное даже и не в этом – в «Ведьме» основной фишкой было именно отсутствие самой ведьмы, а любая персонификация неизведанного превратила бы все в самое обычное (дешевое) представление. А вот современники не удержались, поддались соблазну использовать вконец разрушающие иллюзию документальности спецэффекты, трансформировав по ходу дела свое детище из жутковатого триллера в малобюджетную пародию на «Чужих».
Кроме того, этот фильм есть ни что иное, как мелкий камушек, брошенный в огород американской демократии. Плевать и Хьюстону и Белому дому на славных сынов Америки, заброшенных в не самый далекий космос на верную погибель. Такова вот она, суровая звездно-полосатая действительность, в которой единицы не имеют никакой ценности. И пусть на фоне куда более масштабных антиамериканских фильмов (хоть того же Триера) «Аполлон 18» и выглядит комариным укусом, а все равно чувствуется в нем некое злорадство, особо подчеркнутое премьерой в преддверии круглой даты со дня терактов 11 сентября. Да и русский модуль, обнаруженный героями фильма, уж слишком сильно походит на гаденькую издевку.
Вывод: Вот так весь отзыв — сплошные сравнения. А ведь вспомнить можно еще много чего, и нашумевший «Монстро», и широко известную в узких кругах псевдодокументалку «Первые на луне». В «Аполлон» куда не плюнь, с большой вероятностью угодишь в плагиат или подражание. Да, изначально фильм выглядит жутковато, а использование старой пленки создает нужную атмосферу, но ограничиваться рамками жанра создателям не захотелось, вот и скатились до совсем уж шаблонных пугалок. Да и сопереживать столь безликим героям желания нет, хотя финал ленты и является натуральной «слезовыжималкой».
Эрик Шургот