СКАЗКА О СЧАСТЬЕ
2 ДНЯ
Жанр: драма, комедия
2011, Россия, 76 мин.
Режиссер: Авдотья Смирнова
В ролях: Ксения Раппопорт, Фёдор Бондарчук, Ирина Розанова, Евгений Муравич, Геннадий Смирнов, Леся Кудряшова, Константин Шелестун
ОЦЕНКА: 3
«Два дня» Авдотьи Смирновой во многом парафраз знаменитых риторических вопросов классиков – «Кто виноват?» и «Что делать?», облаченный в обертоны басен Крылова и сказок Салтыкова-Щедрина. Осознание и осмысление сегодняшнего удушающего пространства приобретает у Смирновой привычный контекст советского иносказания, когда между строчек проговаривается гораздо больше, чем в изложенном тексте. В практически девственном лоне писательской усадьбы режиссер размышляет о забавных вывертах судьбы – когда главные преференции нынешней эпохи вдруг начинают работать против их носителей, гордящихся своим новообретенным политико-социальным статусом.
Федеральный чиновник, полный тезка классика средней руки Петра Сергеевича Щегловитова (явно списанного сценаристами с Тургенева), привык решать вопросы в нужном для него русле, вдруг растворяется в живописных просторах среднерусской глубинки, словно перекочевав сюда из картины «Юрьев день». Герой Бондарчука, претендующий на независимость поступков и решений в рамках воспитавшей его системы, всего лишь незаметный, но надежный ее винтик, выполняющий заранее заданные команды. Его судьба предопределена корпоративной этикой также надежно, как и запрограммированные сотнями лет страдания героини Раппопорт, старающейся остаться под обжитой корягой, словно щедринский пескарь, и выжить в пространстве предельно загаженном сверху. Классика литературы стала неактуальной, рецессия в культурной жизни вот-вот превратится в окончательную стагнацию, сменяясь окончательным упадком. Деградируем-с.
Впрочем, месседж Смирновой лишен подчеркнутого театрального мессианства Серебренникова, а запрятан в рамках картонной мелодрамы о двух противоположностях, которые, как известно, всегда притянутся вне зависимости от полярности. «Два дня» как индикатор положения современной России и квинтэссенции ее состояния в кинематографе – режиссеры сегодня могут фиксировать действительность либо в эстетике легкой и иногда чересчур театральной чернухи (новая российская волна), либо в виде гиперболизированной метафоры, где сказка ложь, да в ней намек. Авдотья Смирнова, четко улавливающая, пожалуй, главную черту нулевых, размашисто сформулированную задолго до этого еще Мандельштамом, отделяет сказочную мелодраму от ее социальной составляющей.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-2_days_2_r.jpg)
Извечный русский вопрос, обострившийся во времена декабристов, звучит актуально и сейчас – раз в стране существуют две независимые друг от друга силы, желающие как-нибудь обустроить покинутое скифами пространство, то почему она до сих пор продолжает оставаться в огромной куче навоза? С одной стороны это снобистская, а поэтому одинокая интеллигенция, считающая себя вправе распределять угасающие потоки дворянской пассионарности по населению замшелых уездов. С другой, новая прослойка властьимущих нуворишей, желающих как можно быстрее заработать барышей, оставив в дураках большую часть страны. Объединяет обе стороны лишь гложущая изнутри и все более разверстывающаяся лакуна ужаса нахождения наедине с самим собой.
Высится Охта-центр, забрасываются именные усадьбы, растет капитализация новых хозяев жизни, а культура ползает где-то у подножий Парнаса — а чувства удовлетворенности как не было, так и нет. Первые не знают, как быть счастливыми, вечно оставаясь несчастными из-за пресловутого долга перед отчизной, вторые никак не могут оправдаться перед собой за то, что выскочили из дремотной глубинки лишь для того, чтобы окончательно втоптать ее в грязь.
Ответ Смирновой очевиден – мир лишен любви. Пусть даже это чисто кинематографическое решение, когда федеральный чиновник будет добиваться взаимности обычного искусствоведа, можно сказать, что разорванное пространство худо-бедно соединяется крепкими и надежными нитками. Хочется пожелать госпоже Смирновой подольше оставаться в этом прекрасном состоянии, поскольку остальные ее коллеги гораздо агрессивнее реагируют на окружающую их реальность. Чего-чего, а настоящей (при этом неглупой и не оторванной от реальности) сказки нам точно не хватает.
Сергей Сысойкин