Но настанет вечер, и крик раздастся с причала,
И вы спросите: "Что это за крик?"
Зонг «Пиратка Дженни»
Короткометражке «История черной шхуны» была уготована достаточно любопытная судьба. Выпущенному в качестве приятного бонуса на DVD с надписью «Watchmen», анимационному фильму на роду было написано оставаться сюжетным огрызком, бесполезной, в общем-то, развлекушечкой для фанатов, наподобие пластиковой фигурки Озимандия или залитого красной краской значка-смайлика Комедианта. Для тех, кому не хватило 162 минут оригинальных «Хранителей». Вот только «История», с упорством известного социопата в маске с плавающими чернильными пятнами, доказывает нам, что она является вполне самодостаточной, и вообще, если уж на то пошло, это «Хранители» являются сюжетным придатком. Про такие анимационные ленты говорят: «Их нельзя показывать детям». Побойтесь бога. Я бы не рекомендовал эту ленту к просмотру большинству половозрелого населения планеты Земля.
«История черной шхуны» имеет своеобразный первоисточник. Кажется, в большой литературе это именуется рассказом в рассказе. Но, поскольку «Хранители» являются комиксом (хорошо, хорошо, «графической новеллой», но все равно в общем - комиксом), то «История» становится комиксом в комиксе. Этот комикс в альтернативной вселенной, там, где героем в маске сложно кого-то удивить, читает один паренек. А о чем быть комиксу, если супер-герои давно осадили все мыслимые СМИ? Правильно – о пиратах. Навеянный Алану Муру зонгом «Пиратка Дженни» «Трехгрошовой оперы» Брехта, этот сюжет так и не смог вписаться в рамки фильма Зака Снайдера. Слишком уж наиграны и неочевидны параллели с оригинальной вселенной. Но в качестве оригинального, независимого произведения, эта короткометражка заиграла мрачными красками преисполненными человеческой болью и безумием.
Сюжет разыгрывается вокруг капитана погибшего судна. На его корабль налетела черная шхуна, ведомая демонами. Исчадья ада вырезали всю команду, оставив его в живых, и теперь держат путь к городу, где остались родные капитана. Подпитываемый страхом и ненавистью, несется он по черным волнам на ужасном судне, сооруженном из тел бывших соратников. Несется к роковой развязке, осознавая, что его семьи больше нет в живых. И только одно ему неведомо – имя палача, принесшего в жертву безумию его родных. Каждый шаг – погружение в безумие, каждый вздох – задохнувшийся в зловонном воздухе крик, без всякой надежды быть услышанным. Каждую минуту мрачный корабль и его хозяин претерпевают чудовищные метаморфозы, постепенно становясь воплощением ужаса. И все это сопровождается проникновенным монологом Джерарда Батлера. Голос, пропитанный непрекращающимся страхом, таким рассудительным безумием и бесконечной усталостью. Голос, за которым хочется плыть, бороться за те крупицы человечности, что еще сохранились под этим небом.
Разумеется, тонкие аллегорические ниточки, связывающие «Историю» с «Хранителем», плетут весьма витиеватые образы. Кровавые пятна на парусе нового судна сливаются в причудливые фигуры Роршаха. Капитан, строящий плот из вчерашней команды, напоминает Озимандия, готового идти по головам своих друзей, для достижения призрачных целей. Есть здесь и отсылки к добровольному отшельничеству Доктора Манхэттена, есть намек на пленение Роршаха. Противореча законам физики, не белый, а черный цвет пиратской истории разложился на все мыслимые цвета супергеройских костюмов. Каждый спаситель в маске получил частичку от демонов, что были вскормлены простым и понятным страхом за свою семью, друзей, себя. И этот страх постепенно выедает все человеческие черты, оставляя лишь одно – безумную жажду мести, которую не смогут утолить ни соленая морская вода, ни жертвенная кровь.
Но суд, естественно, свершится перед финальными титрами. Но главными судьями и палачом будут не люди. Для безумца, чьи глаза навсегда заволокла ночь, возможно лишь одно по настоящему страшное, пугающее наказание. На какую-то минуту луна выйдет из-за хмурых туч, для того, чтобы осветить сцену своим бледным светом. И в эту минуту происходит горькое осознание истины, а туман, застилающий глаза, спадает. Тех, кого ты любил и кого хотел спасти, больше не существуют. Они мертвы. Как мертвы члены команды, что доверили тебе свои жизни. Как мертв ты сам, сокрушенный горем прозрения. И все, что тебе остается – это вслед за Эдипом выколоть себе глаза, дабы никогда не видеть того зла, причиной которого являешься только ты. Занавес. Под финальные желтые титры звучит такая пронзительная песня Дженни пиратской невесты.
«История черной шхуны» в чем-то напоминает «Хранителей». Мы слишком привыкли к картонным образам героев в костюмах, что уже не в состоянии воспринимать их как простых смертных со всеми их проблемами, грехами, психозами. Наши стереотипы не позволяют нам разглядеть остатки человечности, в истерзанной страхами душе. Для кого-то история капитана может показаться куском мяса. Мяса, источающего зловоние разлагающихся тел. Но вас же предупреждали, что это совершенно особенная история. Не для всех. Для тех, кто знает, что правосудие настигнет каждого из нас. Не важно за что.