Решил прославиться Степан -
Степан успех любил.
С разбегу прыгнул на диван,
И десять мух убил.
«Приключения Петрова и Васечкина обыкновенные и невероятные»
У братьев Гримм есть забавная сказка о храбром портняжке. Вздумалось ему как-то полакомиться бутербродом с вареньем. Да налетели на сладкое мухи. Вознегодовал наш герой, схватил полотенце, да и отправил семерых в мушиный рай одним ударом. Глядишь, кто другой на его месте бы и успокоился, но портняжка был явно сделан из другого теста. Сшив себе пояс с соответствующим девизом двинулся он путешествовать по свету, дабы разнести славу о себе во все уголки королевства. И с какими бы опасностями он не встречался на своем пути, в какие бы переделки не попадал, везде выходил победителем благодаря своей смекалке и везению. Вам эта история никого не напоминает? Ну, хорошо, а если европейское королевство заменить суровой пустыней? Все еще нет? А если бы главный герой был, например хамелеоном? И звали бы его… Правильно – Ранго.
Что ж, вынуждены констатировать, сюжет «Ранго» не блещет оригинальностью. Впрочем, если присмотреться, то можно и в «Короле льве» усмотреть плагиат с «Гамлета». «Ранго» подкупает не сюжетом. Это серьезное, по настоящему суровое (как бы ни склонял это слово телеканал ТНТ) кино. Честное и бескомпромиссное. Окупающее каждый вложенный в нее доллар, отрабатывающее каждый рубль, потраченный на билет. Не сиквел и не спин-офф. Не по комиксу и не про рождество. Этих фактов достаточно, чтобы занести данную анимационную ленту в список «обязательно к просмотру в 2011», даже если вы по каким-то причинам пропустили широкоэкранный показ. Черт возьми, это один из претендентов на анимационный Оскар, а такой чести не удостоился в этом году даже Миядзаки (правда отличились «Тачки 2» и «Гномео и Джульетта», но не будем о грустном).
Главная (читай «основная», «оригинальная») находка «Ранго» это, безусловно, визуальное решение ленты. Забудьте о пушистых зверушках с волоокими выражениями мордашек. Здесь все как в жизни. Если ящерица, то зеленая и чешуйчатая, если опоссум, то облезлый и с розовым дрожащим кротовым носом. Вместо выхоленных сказочных котов и лоснящихся панд-каратистов, ободранные чумазые зайцы-шахтеры. «Какое оно все мерзкое. Как будто настоящее», - заметил один из зрителей после просмотра. Поверьте, более лестный комплемент в тех местах, где все привыкли к игрушечной условности и пряничности, получить просто невозможно. Мастерская работа программистов-аниматоров видна в движении каждого хвостика, в колыхании каждого волоска. Нам наглядно доказывают, что и на компьютере можно сделать очень-очень здорово. Гиперреализм, если хотите, но в самом хорошем смысле этого слова.
Второе точное попадание в цель - это чутко подобранная музыка. Для тех, кто скучал по гитарным композициям из ранних работ Тарантино и Родригеса, это просто рай. Местные эль марьячи в исполнении сов, расскажут вам захватывающую историю о ящерке Ранго, которая, не смотря на всю свою изворотливость, «конечно же, не жилец». Музыкальные темы сплетаются в тугой гармоничный клубок звуков, который достигает своего пикового значения в апофеозной сцене погони. В тот момент, когда из динамиков раздается вагнеровский «Полет Валькирий», исполненный на банджо и отсылающий нас сами знаете к какому фильму Копполы, хочется блаженно откинуться на спинку кресла и, закрыв глаза, ловить каждый звук. Что уж говорить, далеко не каждый фильм может похвастаться такой звуковой дорожкой, а уж мультфильм и подавно.
Великолепен в картине и юмор. Пародируя все, что, так или иначе, связано с темами пустынь и спагетти-вестернов, лента, тем не менее, не скатывается до банального фарса. Зато в кадре появляется местное божество на белой колеснице – Клинт Иствуд. А появление в открывающем эпизоде Рауля Дюка лишний раз наталкивает на мысль, что весь фильм не более чем затяжной трип персонажа «Страха и отвращения в Лас-Вегасе». Не случайно же тот проснулся с хвостом ящерицы. Джонни Депп в очередной раз доказывает, что так самозабвенно кривляться и валять дурака хороший актер может даже в тесном зеленом костюме хамелеона. Даже если вы устали от этих дурачеств еще на второй серии «Пиратов», вам все равно будет трудно спрятать улыбку.
Сухая математическая калькуляция усиленно доказывает нам, что новый вестерн Гора Вербински, если уж не шедевр, то точно где-то около. Но в том то и загвоздка, что математика преимущественно наука бездушная. И для гениальности «Ранго» не хватает ровно одного слагаемого – оригинального сюжета. Возможно, прояви сценаристы чуть побольше изобретательности, перед нами был однозначный претендент на позолоченного болванчика, а так... Получилось крепкое кино, которое на полном основании может претендовать, нет, не на приз зрительских симпатий, его утащил в свою корзинку обаятельный рыжий котяра, но на попадание в шот-лист точно. А там чем черт не шутит.