Много я знаю; вижу я, вещая,
Грозно грядущий жребий богов.
Старшая Эдда. Прорицание Вёльвы
Так уж сложилось, что начало года самое лучшее время для того, чтобы сбросить старые заботы и с надеждой заглянуть в будущее. Прибавьте к этому святочную неделю, когда все здравое население, наплевав на запреты РПЦ, начинает предаваться языческим обрядам, с целью приподнять хотя бы на дюйм завесу грядущего. В итоге мы имеем наиболее благоприятный период для того, чтобы использовать дорогой и благородный напиток совсем не по назначению. Однако даже в таких обыденных мечтаниях о грядущих премьерах, мы с вами, дорогой читатель, проявим изрядную долю изобретательности и перенесемся в … 2013 год, показав язык известным индейцам и экономистам, так старательно пугающих нас кризисом, концом света и прочими бытовыми апокалипсисами.
Итак, российская анимация. Так уж сложилось, что в последнее время о ней либо молчат, либо вспоминают Норштейна. Гипотеза о том, что наша мультшкола сегодня находится там, где по обыкновению совсем не светит солнце, грозит обосноваться на каком-нибудь монументальном пьедестале, забронзовев несокрушимым фактом. Виной тому, разумеется, экзистенциальные опыты на таком чуждом 3D поле. «Кукарача», «Наша Маша и волшебный орех», «Приключение Аленушки и Еремы», «Носферату. Ужас ночи». Одних названий достаточно, чтобы ваш домашний трешометр начал отбивать чечетку. Более тесное знакомство с данными субстанциями грозит летальным исходом. В общем, мы вас предупредили. И вот из этого, гхм, компоста, среди очередной кормовой кукурузы из богатырской саги и робких побегов авторских фестивальных короткометражек должны взойти и распуститься два симпатичных цветка. «Кин-дза-дза-дза!» и «Мастер и Маргарита».
Анимационный фильм «Кин-дза-дза-дза!» по праву можно считать долгостроем. Проект был запущен Георгием Данелия 12 февраля 2005 года. Хотя, отправной точкой, безусловно, следует считать сценарий того самого культового фильма, что рассказывал нам о планете Плюк в 1986 году. Ведь, опираясь на данный сценарий, и создается новая «Кин-дза-дза!». Анимационный ремейк, переосмысление, перестройка яркого живого выпуклого мира под сегодняшние реалии, - вот что это такое. Ощущение, по правде сказать, двойственное. От «как они могли» до «что же, черт возьми, из этого получится». И вправду, что? Конечно, то, что Данелия лично возглавляет работу над мультфильмом, кажется обнадеживающим знаком. И внутренний голос, несмотря на все доводы разума, перечисляющего по пальцам ошибки тех, кто пытался осовременить классические образы, усиленно твердит: «Автор не может сделать плохо». Удастся ли режиссеру повторить коктейль из концентрированной сатиры и ярких и оригинальных образов, вопрос пока еще открытый. Но в одном можно быть уверенным на все сто – стилистически это будет очень оригинальный проект. Глядя на анимационные мордахи Уэфа, Би, ПэЖэ и прочей инопланетной живности, начинаешь искренне верить в то, что лента получится как минимум любопытной.
В отличие от Данелия, Ринат Тимеркаев, режиссер анимационной интерпретации известного романа Михаила Булгакова, не имеет за плечами опыта работы в кино. Весь его багаж – аниме короткометражка «Я люблю тебя» (о которой обязательно чуть-чуть попозже). Собственно эта работа и стала для Рината заветным билетом в мир большого кино. И ставка в этой игре очень высока. Во-первых, все экранизации «Мастера и Маргариты» подвергаются достаточно резкой критики со стороны любителей, ценителей, исследователей романа. Во-вторых, аниме стилистика - решение достаточно спорное. Здесь сказывается и скептическая настроенность к данному виду искусств у большинства российских зрителей, и оголтелость истинных фанатов, чья агрессивность порой переходит все мыслимые пределы. Как мы помним по судьбе Щелкунчика и Карлика Носа, русский Дисней у нас не прижился. Повезет ли русскому Сенкаю? Впрочем, кто не рискует… К тому же имеющийся двухминутный тизер, оставляет достаточно приятные чувства.
Впрочем, не все так безоблачно, как хотелось бы. Несмотря на достаточно долгий срок разработки, «Кин-дза-дза-дза» так и не обзавелась сколько-нибудь вменяемым трейлером. Все, что есть в сети, представляет собой куски лимитированной анимации, которые скорее походят на видеокомикс, нежели на полноценный анимационный фильм. Даже на сайте, посвященном картине, из живого только рисованный пепелац. Да и фраза о том, что фильм будет интересен 30-35 летней публике, вызывает некоторый скепсис. Как мы помним, оригинальная лента была рассчитана в первую очередь именно на эту аудиторию. А теперь какое-то неуверенное «может заинтересовать». Что касается «Мастера и Маргариты», то здесь скорее больше вопросов, нежели обнадеживающих фактов. Картина находится в самом начале своего творческого пути. И работа предстоит большая. Юношеские амбиции, мечты, вера в свои силы, и желание дойти до цели, это конечно хорошо, но… Сколько будет в процессе «заморозок», «нехватки денег», «творческих кризисов», «смены продюсеров», даже считать не хочется.
Хотя, долой пессимизм. Ведь за окном новогодние праздники. А значит, все мы немного верящие в зимнее волшебство, можем пожелать авторам найти своих продюсеров, а картинам – своего зрителя. И, затаив дыхание ждать 2013 года. А вдруг выгорит? Было бы здорово.