IT-GIRL!
АРТИСТ (THE ARTIST)
Премьера: 14 февраля
Жанр: : драма, мелодрама, комедия
Производство: Франция, Бельгия
Режиссер: Мишель Хазанавичус
В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудман, Джеймс Кромвелл, Пенелопа Энн Миллер, Мисси Пайл, Кен Давитьян, Малкольм МакДауэлл, Джоэл Мюррей
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 5/5
- Я хочу быть ею!
(Клодия, «Интервью с вампиром»)
«Артист» - давняя мечта Мишеля Хазанавичуса снять немое кино, и попытка была высоко оценена большинством мировых кинокритиков. Продюсерской гильдией Америки «Артист» был признан лучшим фильмом 2011 года. Лента уже стала обладательницей трех статуэток премии «Золотой глобус», а исполнитель главной роли Жан Дюжарден получил приз за лучшую мужскую роль на 64-м Каннском кинофестивале. Таким образом, судьба фильма на «Оскаре» почти предопределена – ведь у «Артиста» порядка десяти номинаций.
Но, конечно, не одними наградами и номинациями определяется качество фильма. Будучи истинным кино про кино, лента повествует о тех годах, когда на смену Великому Немому приходят звуковые фильмы, когда актеры начинают говорить с экранов. Трагедия знаменитого актера немых фильмов Джорджа Валентина в том, что он не в силах вписаться в резкий поворот в развитии кинематографа, и «Фабрика грез» выбрасывает неформатного актера на обочину жизни. А вот его нечаянная знакомая Пеппи Миллер, пришедшая на киностудию буквально с улицы, купается в лучах славы своей стремительно развивающейся карьеры.
Тридцатые годы – время, когда изобретение братьев Люмьер, преходящее развлечение для капризной публики, набрало силу и стало искать новые формы выражения. Передовые технологии позволяли подарить мерцающим на белом полотне образам голос, наполнить тишину кадра звуками. Многие популярные режиссеры вскоре применили техническое новшество в своих лентах, исходя из коммерческой выгоды, ведь известно, что публику постоянно нужно чем-то цеплять, чтобы она не утрачивала интерес.
Но не все были так оптимистично настроены. Знаменитый немой фильм Чарли Чаплина «Огни большого города» вышел в 1931 году, когда эпоха немого кино уже, кажется, отошла в прошлое. Альфред Хичкок открыто смеется над говорением людей в кино в своем фильме «Шантаж» (1929 год) – он был последним из английских режиссеров, кто перешел на звук.
Для многих актеров появление в кинематографе возможности говорить стало концом их карьеры. Часто набранные с улиц и из кабаре, они не обладали поставленным произношением; стоило им открыть рот, как жуткий акцент провинции сводил на нет их актерские способности. К примеру, звезда немого кино, секс-символ того времени, Клара Боу снялась только в одном звуковом фильме, но, привыкшая выражать эмоции с помощью мимики и жестов, не смогла контролировать свой голос. В результате – боязнь микрофона и закат карьеры.
После долгих лет господства звукового кино, французский режиссер Мишель Хазанавичус неожиданно воскрешает Великий Немой, а вместе с ним – ту трагическую ситуацию перелома, когда девиз «Дорогу молодым!» стал для кого-то приговором.
Популярный актер Джордж Валентин, объединивший в себе Рудольфа Валентино, Кларка Гейбла и Фреда Астера, становится объектом вожделения для молодой, но никому не известной девушки Поппи Миллер. «Кто эта девушка?» - пестрят заголовками газеты, печатая провокационную фотографию Джорджа Валентина и неизвестной красавицы. «Эта девушка!» - заговорят потом о Миллер, когда она, чтобы стать ближе к своему немому кумиру, пойдет на съемочные площадки Голливуда. Так говорили и про неподражаемую Клару Боу – «It-girl».
Как далеко зайдет стремление Миллер захватить все то, что так дорого Джорджу Валентину? Объединив силы со звуком, Миллер вытесняет Валентина с киноэкранов, потом скупает его вещи на аукционе, наконец, привозит Валентина к себе домой… А ведь все начинается с мушки над верхней губой – Валентин дарит Миллер ее личную киношную метку, как у Мэрилин. В жизнь несчастного Джорджа вторгаются звуки, разговоры, голоса; это мешает ему, раздражает, бесит – наконец, сводит с ума. Сам Валентин не может говорить, чисто эстетически не может: в его черно-белом, ясном и чистом мире такая функция не задана. Но Миллер решительно не желает его отпускать, насильно втягивая в свое шумное, болтливое пространство американских комедийных лент.
К какому общему знаменателю сводится весь фильм? Что способно объединить этих абсолютно разных по эпохам людей? Какой способ выражения мысли будет для них примиряющим?
В фильме «Чаплин» Роберт Дауни-мл. рассказывает, что было бы, если б Вацлав Нижинский, самый известный на тот момент танцор балета, вдруг заговорил, вместо того, чтобы выразить свою идею в танце. Танец – еще один способ пластической передачи эмоций. Для затухающего Валентина и энергичной Миллер танец, возможно, и станет неким синтезом их деятельности, но возможность эта призрачна, она так же недолговечна, как и пленка, на которую записывались фильмы Джорджа.
Варвара Захарова