КАК КАРЛ ВСТРЕТИЛ ЗИГМУНДА
ОПАСНЫЙ МЕТОД (A DANGEROUS METHOD)
Жанр: психологическая драма
2011, Германия-Канада-Великобритания-Швейцария, 93 мин.
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Кира Найтли, Вигго Мортенсен, Майкл Фассбендер, Венсан Кассель, Сара Гэйдон, Андре Хеннике, Арндт Шверинг-Сонри
ОЦЕНКА: 3,5
«Опасный метод» канадца Дэвида Кроненберга, участвовавший в конкурсе 68-го венецианского МКФ, на первый взгляд больше всего напоминает очередной очерк из ЖЗЛ, где все персонажи настолько архетипичны, что впору сравнивать с данными энциклопедии. Юнг в исполнении Фассбендера подчеркнуто собран и сдержан, Фрейд Мортенсена вальяжен и уверен в себе, Шпильрейн Найтли эмоционально неустойчива. С течением фильма их психологические портреты планово деформируются, а где-то изменятся с минуса на плюс или наоборот.
На дворе начало нестабильного XX века, который вот-вот постигнет новое потрясение в виде изобретения психоанализа. На самом деле «Опасный метод» больше походит на своеобразный роман воспитания или даже «воспитание чувств». Юнг, который в начале картины скорее теоретик, нежели практик, столкнувшись с реальностью, предсказуемо лишается исходных иллюзий и, отталкиваясь от теории Фрейда (разность взглядов двух психологов достаточно четко, хотя и в несколько шутливой форме дефинируется на уровне «психанализа»), постепенно проговаривает свое место в истории. Разговор вообще является основной материей картины (фильм основан на пьесе Кристофера Хэмптона «The Talking Cure»), порой превалируя над действием, переводя его в плоскость несущественного. Именно в речах ученых и присоединившейся к ним Шпильрейн и кроется главный экшен ленты, ее психологический стержень. Это попытка пересказать частное, чтобы вывести его к общему. Психологические мутации пойдут лишь в дополнении и несколько позже.
Впрочем, Кроненберг, понимая привычку современного общества все упростить, не играет с ним в поддавки, несколько усложняя задачу. Ему-то хорошо известно, к чему может привести соображалка одной «извилиной» - достаточно вспомнить массовые сексуальные перверсии в «Бешеной», их последствия в «Мухе» или оголтелый гедонизм в «Видеодроме» и «Голом завтраке». Юнг и Фрейд, соперники и друзья, локомотив и прицепной вагон, меняющиеся со временем местами, две равновеликие силы, которым суждено создать новую парадигму истории. Шпильрейн выступает здесь спусковым механизмом, многообещающим Эросом открытий, чтобы, вторгнувшись в пределы устоявшихся и частично нарождающихся научных догм, путем разрушения породить мощный противовес – Танатоса. По Кроненбергу с этой поры общество будет крепко висеть на двух гвоздях – сексе и смерти, но принимать лишь первую часть мироздания, во многом следуя в этом выборе за Фрейдом.
Опасный метод переноса и контр-переноса, лишенные спасительной супервизии, во многом через Юнга наделяют XX век фобиями, мистическими страхами и предрасположенностью к так называемому «сочувствию дьяволу» (Кроненберг не зря деликатно умалчивает в конце часть биографии психолога). Это нельзя в полной мере назвать потерей невинности обществом, но вышеупомянутая троица практически проговорила новый век, придала ему очертания, прописала негласные законы. В какой-то степени Кроненберг сам присутствует в фильме через Фрейда, Юнга и Шпильрейн, приобретая новое измерение, подобно своим персонажам. Певец духовно-телесной трансформации, дополнительно пройдя самоочищение в своем «Пауке», наконец, сам окончательно стал психоаналитиком. Процесс, в общем-то, закономерный и неудивительный, учитывая, что когда-то и Фрейда считали маргиналом, а Шпильрейн простой сумасшедшей.
Сергей Сысойкин