Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Итоги года / ИТОГИ-2011: Лучший сценарий
Автор: Виталий ГиронДата: 08.02.2012 12:38
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ ГОДА

Воздадим должное людям, которые всегда остаются за кадром, не дают интервью и потому не становятся кумирами миллионов зрителей. Их не узнают на улице и никогда не попросят автограф. А между тем, эти люди больше, чем кто бы то ни было, заслуживают уважения. Потому что их работа – это фундамент фильма.

ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ:
МАЙК ЛИ (ЕЩЕ ОДИН ГОД)


НЕМНОГО НЕ ДОТЯНУЛ:
ВУДИ АЛЛЕН (ПОЛНОЧЬ В ПАРИЖЕ)


ПЫТАЛСЯ, НО НЕ СМОГ:
КИМ ФУПЦ ОКЕСОН (ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ НА ЗЕМЛЕ)


ДРУГИЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ:
ДЭВИД САЙДЛЕР (КОРОЛЬ ГОВОРИТ!)
ЛАРС ФОН ТРИЕР (МЕЛАНХОЛИЯ)
ЛИЗА ХОЛОДЕНКО, СТЮАРТ БЛУМБЕРГ (ДЕТКИ В ПОРЯДКЕ)


3 МЕСТО:
Вообще-то русскоязычное название картины Дэвида МакКензи является неточным и, пожалуй, излишне сентиментальным. Оригинальное «Perfect Sense» – т.е. «Идеальное чувство» – более конкретное и гораздо глубже трактует суть этого полуфантастического фильма. Философская антиутопия Дэвида МакКензи, поставленная по сценарию крупнейшего датского драматурга и писателя Кима Фупца Окесона (для которого «Perfect Sense» стал дебютом в англоязычном кино), неуловимо перекликается с ранней лентой МакКензи «Молодой Адам» (2003), откуда позаимствован и исполнитель главной роли Юэн МакГрегор. И несостоявшийся писатель Джо, и преуспевающий повар Майкл – одинаково неприкаянные натуры, будто бы выработавшие в себе стойкий иммунитет к «вирусу Любви». Они сознательно отталкивают от себя и заставляют страдать тех, для кого действительно дороги, потому что сами предпочитают независимость, свободу выбора. Они действительно смотрят на женщин всего лишь как на объект для удовлетворения своих инстинктов и амбиций. В то время как самих спутниц главных героев влечет к ним именно беспринципность, непредсказуемость в характере.

На примере двух, в общем-то, частных историй показана ненужность и даже тривиальность «идеального чувства», которое вполне способно стать панацеей если не от физических болезней, то, по крайней мере, от приступов угнетающей меланхолии. Чувство меланхолии, базирующееся на замкнутости, отрешенности от внешнего мира, атрофирует восприимчивость ко всем аспектам жизни, полностью обезличивает человека, делает его слепым, глухим, немым. К счастью, при отсутствии хэппи-энда сценарий остается достаточно оптимистичным, показывая, что никакой суррогат – еды или общения – не будет полноценной заменой идеальному чувству Любви, проникнувшись которым человечество способно победить любой недуг…

2 МЕСТО:
Невероятно, но факт – Вуди Аллен, даже перешагнув 75-летний рубеж, не растерял своей фирменной иронии и тонкого интеллектуального юмора. Иные постановщики в столь почтенном возрасте работают крайне нерегулярно, выборочно и, чего греха таить, без особого энтузиазма, почивая на лаврах признанных мэтров. Аллен же работает стабильно, вдохновенно, с удовольствием и почти без видимых следов творческой усталости. До начала нового века все фильмы снимал в Нью-Йорке или его окрестностях и повествовал о жителях именно этого мегаполиса, а с 2005-го отправился путешествовать: то Лондон, то Барселона, теперь вот – Париж.

Когда-то Эрнест Хемингуэй назвал Париж 20-х годов «праздником, который всегда с тобой» и посвятил этому городу одноименный роман. На страницах книги легендарный салон Гертруды Стайн посещают как живые легенды мира искусства, так и его новички. Сам Хемингуэй, вдохновленный фразой мисс Стайн «Все вы – потерянное поколение», обдумывает замысел романа, который впоследствии получит название «И восходит солнце». Здесь царит сама свобода, свобода творчества, самовыражения.

Вуди Аллену не впервой создавать киновариации литературных произведений, будь то Лев Толстой («Любовь и смерть») или Теодор Драйзер («Матч-пойнт»). Вот и в «Полночи в Париже» 75-летний режиссер, памятуя о хемингуэевской прозе, создает чарующий и пленительный мир парижской богемы, в который неожиданно попадает главный герой картины. Но, вместе с тем, Аллен с высоты своей эпохи как бы полемизирует с великим Хемингуэем и Гертрудой Стайн, ненавязчиво утверждая, что потерянным поколением можно назвать именно родившееся на рубеже ХХ века, когда все жизненные удовольствия заменяют электронно-вычислительные машины, а не прогулки при полной луне и споры об искусстве в прокуренных питейных заведениях. Впрочем, и образом Адрианы режиссер дает понять, что любое безвозвратно ушедшее время может быть куда более пленительным, нежели настоящее, именно потому, что оно больше никогда не повторится.

Подарив Гилу возможность побывать в почитаемой им эпохе, Аллен позволил ему определиться в своих желаниях и приоритетах, обрести себя. Но, если быть строгим реалистом, многие ли творческие натуры нынешнего времени могут похвастать умением абстрагироваться от окружающей действительности и постоянно пребывать в иллюзиях, то есть там, где им всегда комфортно и открываются большие перспективы?

1 МЕСТО:
Семейные ценности для тонкого психолога – британского сценариста и режиссера Майка Ли – стали лейтмотивом творчества. И в каждой своей картине он исследует проблемы внутрисемейных и межличностных отношений, как правило, разделяя героев на хронических неудачников, забитых жизнью и обществом, циников и эгоцентриков, которым наплевать на все и всех, и, наконец, счастливых семейных пар, которые проявляют максимум вежливости и дружелюбия к вышеупомянутым категориям, но ни в коей мере не собираются пускать их в свой тихий, уютный мирок.

Ли не спешит осуждать своих героев, он занимает позицию психоаналитика, разбирает конкретную ситуацию, но не дает однозначных решений. Неудачников не любит никто. И в том, что счастливые в супружестве герои резко отталкивают свою взбалмошную подругу Мэри, нет ничего удивительного – можно простить и наглость, и хамство, и неумеренные возлияния, но только не вторжение в частную жизнь, в узкий семейный круг.

Майк Ли не осуждает и саму Мэри, которая перешагнув 40-летний рубеж, прозябает в съемной квартире, работает за гроши и до сих пор не имеет ни мужа, ни детей. Он дает ей шанс исправиться, взглянуть на себя со стороны, многое изменить в своем характере. В противном же случае, она навсегда останется незваной гостьей не только на семейном празднике лучших друзей, но и в жизни вообще, т.е. если воспользоваться названиями трех давних картин режиссера, «безрадостные мгновения» давно должны уступить место «высоким надеждам», которые непременно приведут к «сладостям жизни».

ЛУЧШИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СЦЕНАРИЙ:
1) ЯСМИНА РЕЗА, РОМАН ПОЛАНСКИ (РЕЗНЯ)
2) ДЖОЭЛ КОЭН, ИТАН КОЭН (ЖЕЛЕЗНАЯ ХВАТКА)
3) ДЭННИ БОЙЛ, САЙМОН БОФОЙ, АРОН РАЛЬСТОН (127 ЧАСОВ)


Виталий Гирон

>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<

[urlhttp://www.25-k.com/page.php?id=1523]ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2010:[/url]
1. Джоэл Коэн, Итэн Коэн (Серьезный человек)
2. Кристофер Нолан (Начало)
3. Аарон Соркин, Бен Мезрич (Социальная сеть)

ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2009:
1. Дункан Джонс, Натан Паркер (Луна 2112)
2. Чарли Кауфман (Нью-Йорк, Нью-Йорк)
3. Жак Одиар (Пророк)


>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 2 пользователь(ей), 433 гость(ей) : Денис Востродымов, Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio