АРТИСТ (THE ARTIST)
Жанр: мелодрама
2011, США Франция-Бельгия, 100 мин.
Режиссер: Мишель Хазанавичус
В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудмен, Мисси Пайл, Джеймс Кромуэлл, Малкольм МакДауэлл, Кен Давитян, Джоэль Мюррей
В 1927 году на смену традиционному немому черно-белому кино приходит кино звуковое – абсолютно новая ступень в развитии кинематографа. Разумеется, более всего от такого оборота событий страдают те, кто не способен к разительным переменам – режиссеры, обслуживающий персонал, и, само собой, звезды-актеры. Одна из самых ярких таких звезд – Джордж Валентайн – не может отпустить старое и вживить себя в новую, меняющуюся на глазах индустрию. Однако на этом его личная трагедия не заканчивается. Валентайн влюблен в начинающую артистку Пеппи Миллер, которая обретает настоящую славу с наступлением звуковой эры в кино. Сможет ли Валентайн реанимировать свою карьеру, и на что способна всепоглощающая сила любви? Об этом рассказывает немой черно-белый фильм Мишеля Хазанавичуса - «Артист».
«Артист» – кино, столь хорошо стилизованное под картины начала прошлого века, что при просмотре невольно появляется ощущение, будто наблюдаешь самый настоящий немой черно-белый фильм того времени. Превосходно сделаны музыкальные номера, многие постановочные эпизоды ленты решены настолько эстетски, насколько это вообще возможно. Отлично вписались в фильм актеры. Особенно хорош Жан Дюжарден, исполнивший роль Валентайна. Мимика, отточенные движения, малейшие нюансы – недаром француз уже получил «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль и номинирован на грядущий «Оскар» в этой же категории. Не слишком отстает от Дюжардена Беренис Бежо. Супруга режиссера благодаря своему обаянию привносит в фильм женственность, любовь и теплоту. Свою долю оваций, безусловно, соберет и милый пес главного героя ленты – рассел-терьер Угги.
Даже при желании, сложно найти огрехи, недочеты в работе Хазанавичуса. Единственное (помимо самого факта, что перед нами немой черно-белый фильм, который, согласитесь, может отпугнуть современную ватагу поп-корных зрителей), что можно поставить в вину создателям – упрощенный, линейный и незамысловатый сценарий. С другой стороны, если мы говорим о том, что перед нами полная стилизация под фильмы 20-ых годов 20-го столетия, то такой оборот не покажется ощутимым недостатком ленты.
Фактически Хазанавичус посредством своей картины признается в любви к старому, отжившему свой век немому черно-белому кино. Кино, которое без лишних эффектов и при минимуме задействованных средств порой могло сказать намного больше, чем современные лощенные блокбастеры и незатейливые слезоточивые мелодрамы. Его «Артист» представляет собой как раз такой образчик – удивительно трогательное, завораживающее полотно, лишний раз доказывающее, что словосочетание «магия кино» – отнюдь не пустой звук.
Геннадий Гусев