Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Август. Восьмого, 2012
Автор: Сергей СысойкинДата: 07.03.2012 06:21
Разместил: Олег Варнавский
Комментарии: (2)

АВГУСТ. ВОСЬМОГО
Жанр: отечественный блокбастер
2012, Россия, 120 мин.
Режиссер: Джаник Файзиев
В ролях: Светлана Иванова, Максим Матвеев, Егор Бероев, Артем Фадеев, Владимир Вдовиченков, Сергей Газаров, Гоша Куценко, Анатолий Белый


Когда в 2006 году тогдашнего президента РФ Владимира Путина во время интернет конференции спросили о том, будут ли в скором времени гигантские человекоподобные роботы охранять границы страны, господин Путин уклончиво отметил, что в будущем не исключает такой возможности. Кажется, потаенную мечту отечественных шутников неосознанно осуществил Джаник Файзиев, желавший заложить в свой «Август. Восьмого» метафору детства уровня Трюффо или Спилберга, но в итоге лишь повторив репризу «Трансформеров». У господина Файзиева все по-прежнему неплохо со спецэффектами – снаряды и прочая пиротехника, прежде чем разорваться перед очередной жертвой упоительно замирают при старте, чтобы потом в рапиде прожить свою яркую и стремительную жизнь.

Перед приснопамятным пятидневным конфликтом сохраняется тревожная аура, когда в самой Южной Осетии еще не знают о грядущей войне, а жители соседней России уже прочитали в интернете чуть ли не все планы Грузии по развязыванию военного конфликта. Основная линия, предусмотренная создателями, один в один повторяет лейтмотив спилберговской «Войны миров» - воскрешение семейных ценностей. Откидывая в сторону собственно сам конфликт (боевые действия идут почти необязательным фоном), Файзиев рассказывает трогательную историю про разведенную инфантильную мамашу, которая всячески пытается заарканить топ-менеджера, справиться с деспотичной родительницей и достучаться до своего сына, на которого у нее попросту не хватает времени. Впрочем, решительность у Ксении появляется ровно в тот момент, когда сын попадает в крупные неприятности. Мама найдет мамонтенка даже в адском пекле. Разумеется, невероятные приключения мисс Питкин в тылу врага есть не что иное, как стопроцентный правильный агитпроп с четко прописанными акцентами (фильм полностью профинансирован государством и официально одобрен первыми лицами страны).

В информационную дуэль по мотивам столкновения, начатую еще перестрелкой между «Олимпиус Инферно» с российской стороны и «Пятью днями в августе» с грузинской, он так и не вступает. Это скорее, финальный катехизис, обязательный к изучению и пониманию. Интересно другое. Показывание войны глазами ребенка, который видит вокруг себя лишь гигантских роботов, тем самым сбегая от реальности, бумерангом возвращает ее Ксении. В этой реальности все хотят, чтобы не было войны, военные обретают потерянный престиж, а у страны есть сильная и уверенная в своей правоте власть. Всем, кто по-прежнему не желает возвращаться сюда, добро пожаловать в параллельную вселенную трансформеров. Вот такой вот вполне осознанный выбор между взрослением и кидалтом. Tertium non datum. Как бы то ни было, в кино у Файзиева так и не промелькнуло ни одного пусть даже неосознанного гвоздя в сапоге, что в случае с агитпропом выглядит печально. Ну не считать же скрытой фигой в кармане заказчику грузина, сжалившегося над раненным ребенком, ради которого его мать угнала военный джип. Это как в финальных титрах некоторых фильмов – все совпадения с жизнью считайте случайными. То ли совсем разучились пользоваться эзоповым языком, то ли не считают нужным, дабы исключить все ненамеренные и неудобные подтексты.


Сергей Сысойкин
Нравится
 
Комментарии:
1. Игорь Талалаев 10.03.2012 15:57
Заказуха, конечно, но тут хоть нет такого идиотизма, как в "Пяти дней августа", где русские истребители с какого-то перепуга разбомбили грузинскую свадьбу, а все солдаты вместе стрельбы по грузинским военным мочат грузинских мирных жителей, хотя военные-то как раз представляют непосредственную угрозу их, солдат, жизням.
2. Сергей Сысойкин 12.03.2012 04:38
Любой фильм, снятый по мотивам довольно свежего события, тем более военных конфликтов (исключение, к примеру, "Поле боя"), будет осознанно или неосознанно падать в спасительные клише и биение в грудь, типа, "я прав и знаю все".
Вопрос в том, насколько сегодня официальный российский кинематограф (тьфу, название то какое подходящее) готов не только адекватно или неадекватно реагировать на вызовы времени, но и по возможности дистанцироваться от официоза, находя свои фишки, которые будут запоминаться и после просмотра. Или даже при втором-третьем просмотре. Достаточно посмотреть пару-тройку примеров советского агитпропа и разница будет очевидна. Я уж не говорю о фильме Калатозова, у которого я позаимствовал название рецензии.
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 522 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio