Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Скоро в кино / Прометей (Prometheus)
Автор: Геннадий ГусевДата: 21.05.2012 08:05
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (12)

НАЧАЛО НАЧАЛ

ПРОМЕТЕЙ (PROMETHEUS)
Премьера:
31 мая
Жанр: космоопера
Производство: США
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Нуми Рапас, Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон, Гай Пирс, Идрис Эльба, Бенедикт Вонг, Логан Маршалл-Грин

РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 5/5

В 1979 году состоялась премьера фантастического фильма Ридли Скотта «Чужой». Фильм стал второй серьезной работой мастера в большом кино в качестве режиссера. Дебют же Скотта в полном метре (до того англичанин занимался постановкой рекламных роликов, а также имел за плечами несколько короткометражек) был традиционной попыткой спекуляции на более-менее популярной теме: картина «Дуэлянты» 1977 года повествовала о противостоянии двух офицеров французской армии. Несмотря на то, что лента была выпущена в Великобритании, в ней остро чувствовался лощенный голливудский стиль. Кроме того, технически «Дуэлянты» были практически безупречны. Не удивительно, что через два года Скотт представил на суд публики свою вторую работу – фантастический фильм «Чужой». Да, это сейчас вселенная «Чужого» известна почти каждому ребенку, но в конце семидесятых режиссеру необходимо было завоевывать зрительскую любовь, а с нею и поднимать свою репутацию. Лента полностью оправдала возложенные на нее надежды. Став иконой стиля, фильм завоевал «Оскар», призы Британской академии в технических номинациях, а также премию «Сатурн» как лучший научно-фантастический фильм года. Но важнее было не это. Самое важное состояло в том, что Скотту стали подражать. Это было славное начало впечатляющей карьеры уроженца британских островов.

Вместе с тем, франшиза была продолжена. Сначала Кэмероном, затем Финчером и уже после – французом Жене. Но самыми «правильными» лентами большинство фанатов до сих пор считают картину англичанина и его сиквел, снятый Кэмероном. Как бы то ни было, после успеха «Чужого» Скотт занимался чем угодно, но только не космической фантастикой. До определенного момента постановщик просто не видел необходимости продолжения (или предыстории) сериала. По словам режиссера, причиной «пробуксовки» главным образом стали проволочки со сценарием. Ведь не так легко создать качественный, увлекательный и нешаблонный сюжет в жанре. Особенно, если учесть нынешнюю непопулярность космофантастики в массах.

Работа над новым фильмом во франшизе, первоначально получившим название «Рай», началась в 2000 году, когда в прессу просочились первые слухи о пятой ленте в сериале. Проект задумывался как приквел. Однако выход «Чужого против Хищника» в 2004 году и его сиквела «Чужие против Хищника. Реквием» в 2007-м отодвинул планы Скотта и компании. Тем более, что режиссер был занят на других проектах. Но уже в 2009 году в масс-медиа вновь зашептались о возвращении интереса Скотта к таинственному проекту.

Первоначально, начав размышлять о своем новом фильме, Скотт задумывал его как дилогию с масштабными, сложными спецэффектами и, соответственно, с большим бюджетом. Однако студия Fox, ответственная за прокат ленты, не могла согласиться с режиссером. Слишком рискованно сейчас выпускать космическую фантастику, которую к тому же нельзя рекламировать как приквел известной франшизы, пусть ее и снял сам сэр Ридли Скотт. Потому на смену сценаристу Джону Спейтсу («Фантом» Бекмамбетова), который написал первую версию сценария, был призвал небезызвестный Деймон Линделоф (сериал «Остаться в живых»). Бюджет сократился до 150 миллионов долларов, а сама история еще дальше ушла от мира «Чужого».

Сюжет «Прометея» в итоге оказался построен вокруг обнаружения следов инопланетной цивилизации на Земле и, как следствие, путешествия научной экспедиции к далекой планете LV-223 (космический тягач "Ностромо" из первого «Чужого» совершил посадку на планету LV-426), где предположительно можно было найти ответы на многие вопросы о зарождении жизни на голубой планете. В итоге проект Скотта превратился в отдельную историю, развивающуюся во вселенной «Чужого» примерно за 30 лет до событий первого фильма (действие происходит в 2091 году), но имеющую собственную мифологию и идеи.

На роль археолога Элизабет Шоу, которая отправляется в составе экспедиции, Скотт взял шведку Нуми Рапас, знакомую нам по экранизации бестселлера «Девушка с татуировкой дракона», а также по сиквелу «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Специально для «Прометея» Нуми научилась говорить по-английски практически без акцента. Рапас сейчас стремительно набирает обороты, с успехом снимаясь в Голливуде, и картина Ридли Скотта может стать очередной ступенькой на ее пути к обретению звездного статуса.

Не менее известный в последнее время своими удачными ролями в большом кино Майкл Фассбендер («Люди Икс: Первый класс», «Джейн Эйр», «Опасный метод», «Стыд») получил роль андроида Дэвида. В «Чужом» тоже фигурировал андроид Эш, в «Чужих» и «Чужом 3» – андроид по имени Бишоп, а в ленте Жан-Пьера Жене – Кол. Как видите, авторы выбирали имена андроидов по первым буквам английского алфавита. Что же касается Фассбендера, то для того, чтобы вжиться в образ андроида, актер использовал картину Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», в которой многие персонажи – андроиды, а также усиленно занимался физическими упражнениями, чтобы быть еще «выше и стройнее».

Шарлиз Терон исполнила роль представителя корпорации Weyland-Yutani Мередит Викерс, призванного следить за ходом исследовательской экспедиции. Актер телевидения Логан Маршалл-Грин взял на себя образ офицера Холлоуэя, одного из немногих военных на корабле. Задействованы в ленте и Гай Пирс с Идрисом Эльбой. Первый сыграл основателя и директора Weyland, мультимиллиардера Питера Уэйланда, а темнокожий Эльба вошел в образ капитана корабля «Прометей», на котором герои добираются до заветной цели. К работе над картиной был также привлечен швейцарец Ганс Рудольф Гигер – художник первого «Чужого» 1979 года. Его руке принадлежат многочисленные эскизы инопланетных сооружений.

Основные съемки «Прометея» начались в марте 2011 года и прошли в Англии и Канаде на двух огромных студиях Pinewood Studios и Pinewood Toronto соответственно. Натурные съемки картины велись в Исландии, Шотландии и Испании. После грандиозного успеха «Аватара» Джеймса Кэмерона у Fox отпали все сомнения касательно необходимости использования объемной, трехмерной «картинки», а потому лента была полностью снята при помощи современных 3D-камер. Для Скотта съемки «Прометея» стали первым опытом работы с новыми камерами. В своих интервью Скотт лестно отзывался о новых технологиях. Тем не менее, режиссер по возможности снимал многие сцены по «старинке», используя зеленый экран только в тех эпизодах, в которых без этого нельзя было обойтись.

Много копий было сломано вокруг споров о прокатном рейтинге «Прометея». Скотт ратовал за взрослый рейтинг R (лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого), тогда как студия настаивала на PG-13 (детям до 13 лет просмотр не желателен). Долгое время картина вообще оставалась без рейтинга, что, учитывая уровень ее притязаний, практически невероятно. Ходили разговоры о том, что Fox заставит Скотта вырезать все «кровавые» и «сексуальные» сцены, дабы сделать фильм удобоваримым для подростков – основной аудитории кинозалов на сегодняшний день. Режиссер в ответ говорил о том, что все «сложные» сцены он снял таким образом, что их отсутствие в картине никоим образом не изменит смысл ленты. Возможно, мэтр лукавил. Но факт остается фактом: лишь за несколько недель до выхода на экраны «Прометей» все же получил прокатный рейтинг R, что привело в экстаз любителей фантастики и поклонников вселенной «Чужого».

В последних интервью Скотт и Линделоф называют «Прометея» гибридом сложной, умной научной фантастики с ярким философским оттенком и смелым, современным экшеном с великолепными визуальными эффектами и увлекательными, динамичными сценами. Так ли это на самом деле покажет премьера. Но уже сейчас можно сказать, что своим новым фильмом Ридли Скотт попытался вернуть к жизни дышащий на ладан жанр. Жанр космической фантастики. Более того, если зрители хорошо примут ленту, Скотт обещает продолжение истории.

ЧУЖАЯ СРЕДИ СВОИХ

Значение случая в нашей жизни неоспоримо. Некоторые называют это божественным провидением, другие – судьбой, но всякий человек знает: для того, чтобы осуществить заветную мечту, одних стараний недостаточно. Знакома с этим утверждением и Нуми Рапас. Актриса, в жилах которой течет шведская и испанская кровь, долго ждала удачного момента, чтобы войти в клуб кинозвезд. Ее мечта очень близка к осуществлению, и выход «Прометея» может существенно помочь шведке в этом.

Не всем известно, но настоящая фамилия актрисы вовсе не Рапас, а Норен. Псевдоним шведка придумала на пару с мужем Ола, с которым прожила в браке 10 лет с 2001 года по 2011-й. От Ола у Нуми есть сын.

Дебют Рапас в кино состоялся в 1988 году в семилетнем возрасте, когда она снялась в исторической картине исландца Храфна Гуннлаугссона «Тень ворона». Роль была маленькой и к тому же – без слов. Потому настоящим дебютом актрисы можно считать шведский фильм «Правда или смелость», премьера которого состоялась в 1997 году. В нулевые актриса успешно снималась в лентах местного производства, а также у соседей-скандинавов. Кроме того, в 2007 году Рапас получила приз Датской национальной ассоциацией кинокритиков Бодил за лучшую женскую роль в драме «Дэйзи Бриллиант».

Карьера шведки могла и дальше развиваться также неспешно, если бы актриса не получила роль Лисбет Саландер в «Девушке с татуировкой дракона» по роману Стига Ларссона. Фильм и книга обрели культовый статус, а на Нуми как из рога изобилия посыпались предложения от именитых режиссеров. Первым повезло Гаю Ричи и Ридли Скотту. У Ричи Рапас получила роль цыганки Сим, а у Скотта и вовсе будет одним из главных действующих лиц в «Прометее».

В ближайших планах актрисы участие в эротическом триллере Брайана Де Пальмы «Страсть», в котором нам обещано несколько горячих сцен шведки с ее экранной партнершей – Рэйчел МакАдамс. Премьера фильма намечена на начало 2013 года. В этом же году состоится премьера фильма ужасов Дэвида Слэйда («Леденец», «30 дней ночи») «Последнее путешествие Деметра», рассказывающего о путешествии Дракулы в Лондон. Полным ходом идет подготовка к съемкам, кхм, драмы Кэтрин Хардвик («Сумерки», «Красная шапочка») «Нокаут», рассказывающей о шведской певице Аните Линдблом и ее отношениях с собственным мужем. Линдблом сыграет Нуми, а ее экранного мужа исполнит Ола – бывший муж актрисы.

БЛИЖЕ К СОЛНЦУ, ДАЛЬШЕ ОТ ЗЕМЛИ

Термин «космическая опера» был впервые озвучен американским писателем Уилсоном Такером в сороковом году прошлого столетия. Формально рождение жанра произошло в позапрошлом столетии, однако выявить единственного родоначальника не представляется возможным. В равной степени лавры первооткрывателя могут поделить Эдгар Райс Берроуз со своими марсианскими хрониками (в этом году в прокат вышла экранизация романов писателя «Джон Картер»), Герберт Уэлсс со своей незабвенной «Войной миров», а также Гаррет Патмэн Севисс с «Эдисоновским завоеванием Марса».

В кино космоопера пришла позднее. Что совсем не удивительно, учитывая возможности кинематографа первой половины двадцатого века. Этапными картинами, перевернувшими представление о космической фантастике стали «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика и «Звездные войны» Джорджа Лукаса. Вспомним эти и другие наиболее значимые картины в рассматриваемом жанре.


«2001: Космическая одиссея» (1968)

Фильм Стэнли Кубрика – важнейший этап в становлении кинофантастики вообще и космической фантастики в частности. Основанная на романах популярного английского писателя-фантаста Артура Кларка, лента стала монументальным столпом в поджанре, а включение «Одиссеи» в список сорока пяти величайших фильмов всех времен – еще одним доказательством признания работы Кларка и Кубрика в глазах общественности.


«Звездные войны» (1977-2005)

Культовая сага Джорджа Лукаса подарила нам джедаев, магистра Йоду, Дарта Вейдера, Люка Скайуокера, Чуббаку, а также почти осязаемое чувство волшебной сказки, в которую невозможно не поверить. Чувство, не покидающее нас вот уже тридцать пять лет. И пускай Лукас так и не создал ничего более значимого, чем Вселенная «Звездных войн», за R2-D2, «Звезду смерти» и созданный им мифологический мир, на который молятся миллионы фанатов по всему миру, ему можно простить и не такое.


«Пекло» (2007)

Когда один из самых интересных и самобытных режиссеров Британии Дэнни Бойл, создавший классические ленты «На игле» и «28 дней спустя», обратился к фантастике, это вызвало недоумение в среде поклонников его таланта. Противопоставив в своем фильме Творца и результат акта сотворения, Бойл создал уникальное в своей неповторимости полотно об одиночестве человека во Вселенной и невозможности противостояния «божественной силе», сочетав впечатляющие кадры космоса с величественной музыкой и интересной задумкой, подпорченной лишь смазанной концовкой фильма.


«Звездный путь» (2009)

Новый проект о приключениях бравого состава звездолета «Энтерпрайз» долго не давал покоя голливудским продюсерам. Не ясно было, как отреагируют фанаты на очередной, одиннадцатый по счету, фильм во франшизе «Звездного пути». Когда же в режиссерском кресле утвердился идеолог сериала «Остаться в живых» и постановщик третьей «Миссии» Джей Джей Абрамс, у поклонников Джеймса Кирка и мистера Спока отлегло от сердца. Абрамс блестяще справился со своей задачей, подтверждением чему служит ожидаемый сиквел картины, намеченный на май 2013 года.


«Пандорум» (2009)

Научно-фантастический фильм Кристиана Алверта рассказывал об экипаже космического корабля, оказавшимся в экстренном положении после выхода из долгого анабиоза. Многие члены команды пропали, а на корабле объявились ужасные твари, жаждущие человеческой крови. Оставшимся в живых предстоит уничтожить злобных мутантов, спастись и выяснить цель своей миссии. Состоящий из штампов, «Пандорум», тем не менее, оказался атмосферным фильмом с отличными актерскими работами и неожиданной эффектной развязкой.


«Аватар» (2009)

Фильм-титан, фильм-глыба «Аватар» Джэймса Кэмерона наглядно доказал всему миру, что увлеченность своей идеей вкупе с недюжинным талантом могут привести к ошеломительным результатам. Например, к званию самого кассового фильма в истории кино. И пусть картина Кэмерона полностью слеплена из клишированных формул, ее визуальное совершенство искупает любые огрехи. А похвала от таких корифеев жанра как Стивен Спилберг стала еще одним свидетельством «крутизны» режиссера. В планах у Кэмерона вторая и третья части эпопеи. Вместе с тем не исключает канадец и выход четвертой серии.

Геннадий Гусев
Нравится
 
Комментарии:
1. Игорь Снегирев 21.05.2012 13:32
Спасибо за интересный обзор. Ждем. Скоттушка, не подкачай!
2. Константин Большаков 21.05.2012 14:13
Что за список космоопер без "Дюны"? Я так не играю!
3. Игорь Талалаев 21.05.2012 14:34
"Дюна" ведь совершенно ужасное кино) Книги-то культовые, но снято так, будто это типичная "бэшка". Старые полнометражки "Звездного пути" и то качественнее будут, хотя их тоже в списке нет. Но так-то я не против, если автор добавит "Дюну", подредактируем.
4. Константин Большаков 21.05.2012 14:48
Игорь, ты о Линче или сериале?
5. Игорь Талалаев 21.05.2012 14:53
О Линче) Только не бей по голове! Мне Линч никогда не нравился, но я честно пытался абстрагироваться от него и все равно остался недоволен. Спецэффекты вообще деревянные, актеры весьма средненькие (ну да они и в ЗВ звезд не ловили), хороша только музыка.
6. Константин Большаков 21.05.2012 14:57
А какже червь из контрацептивов?
7. Игорь Талалаев 21.05.2012 14:57
Одного червя мало будет)
8. Виталий Арабаджи 21.05.2012 20:48
Игорь

Мне Линч никогда не нравился, но я честно пытался абстрагироваться от него и все равно остался недоволен.



Игорь, я тебя не понимаю. Ты у него смотрел полтора фильма, и то, мягко говоря не самых лучших.

"Дюну" Линч считает своим худшим фильмом и позором. Грубо говоря, он её даже своим фильмом не считает, учитывая, что у него не было ни контроля на съёмках, ни допуска к монтажу.

Что касается превью. Исправил там один косяк (действие Прометея происходит НЕ на LV-426, а на другом планетоиде LV-223) Да и про "трушность" среди фанатов Чужого только первой части это адский перегиб, мягко говоря. Тоже подфиксел.
9. Игорь Талалаев 22.05.2012 06:28
Просмотрел у Линча "Маллхоланд Драйв", "Шоссе в никуда" (не до конца), "Человек-слон", "Дюна". Что-то понравилось больше, что-то меньше, где-то красиво, где-то уродливо, где-то интересно, где-то скучно - в общем, совсем не мой режиссер)

А фанаты, пожалуй, не признают только дилогию "Чужих против Хищников". Ну и еще некоторые спорят, какая часть хуже - финчеровская или Жене)
10. Виталий Арабаджи 22.05.2012 10:09
Игорь]А фанаты, пожалуй, не признают только дилогию "Чужих против Хищников". Ну и еще некоторые спорят, какая часть хуже - финчеровская или Жене)



Каноном среди б-ва фанатов считаются фильмы Скотта и Кэмерона. Всё остальное НЕ канон. Особенно это станет понятно, если знать НАСКОЛЬКО сильно в разных воплощениях франшизы (сценарии, книги, гомиксы, игры) разнятся события происходящие именно после второй части.

Я вот финчеровскую часть считаю отличной и для меня она такой же канон как и первые две, но я не большинство.

А какая часть из антологии для пресловутого большинства самая худшая, можно объективно оценить по сборам, которые самые низкие у ...
11. Игорь Талалаев 03.06.2012 14:16
...у четвертой?)

Ну так ксеноморфы всем серьезно поднадоели. Слава Зевсу, Ридли понимает, что классические алиены уже никого не пугают, поэтому для "Прометея" придумал парочку новых видов)
12. Виталий Арабаджи 03.06.2012 14:24
Это он, кстати, правильно решил.
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 622 гость(ей) : Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio