ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ (THE DARK KNIGHT RISES)
Жанр: завершение легендарной трилогии
2012, США-Великобритания, 165 мин.
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Кристиан Бэйл, Том Харди, Джозеф Гордон-Левитт, Энн Хэтэуэй, Гари Олдман, Марион Котийяр, Морган Фриман
Финал. Конец. Финита. Баста и т.д. Король сказал свое слово и покинул сцену. Трилогия образцового содержания вышла на последний поклон. Разве можно было подумать вначале, что она совершит подобную реинкарнацию после собственных похорон? Джоэль Шумахер не ленился и со всем старанием вбивал длинные гвозди в крышку гроба Бэтмена. Не у каждого режиссера нашелся подходящий лом, чтобы вскрыть эти доски и вытащить еле живое тельце из могилы. Но Кристофер Нолан смог. Он помог подняться униженному и запуганному существу. Переодел его во все чистое, после чего под свет софитов представил своего гостя публике, которая не могла сопротивляться столь обаятельному джентльмену. И в финальной части трилогии Бэтмен покинул сцену, но покинул при фанфарах и с аксельбантом. С учетом того, что Нолан отказался от любых возможностей еще раз поработать с данным героем (в отличие от некоторых – привет Майклу Бэю! – его словам мы доверяем), перед нами последний шанс увидеть Бэтмена таким, каким он должен быть. Не просто сумасшедшим миллиардером, любящим одеваться в костюм летучей мыши, а настоящим героем, Темным Рыцарем Готэма.
Главный вопрос, который мучил фанатов с появлением первой информации о грядущем фильме, звучал так: «Возможно ли превзойти “Темного рыцаря”?». После премьеры вопрос остается открытым, поскольку последний фильм, прежде всего, подчеркивает, что перед нами цельная трилогия, а не отдельно взятые картины. Структурно третий фильм значительно ближе к «Бэтмен: Начало» в связи с масштабом событий. Новоиспеченный злодей Бэйн, как это водится в Готэме, намерен уничтожить город полностью, а с учетом того, что Бэтмен вот уже восемь лет как на пенсии, сделать ему это значительно легче. Вообще, касательно масштаба с последним фильмом может поспорить только бертоновский, однако, если там толпы людей, вышедших на улицу, смотрятся несколько карикатурно, то здесь это выглядит довольно реалистично и современно. Людей действительно было задействовано очень много, и массовая битва на улицах Готэма под падающим снегом невольно навевает мысли о вступительной сцене из «Банд Нью-Йорка», только без крови (рейтинг PG-13 обязывает). Источники вдохновения в виде «Повести о двух городах» Диккенса или мирового финансового кризиса ощущаются в каждом кадре, к финалу достигая своего апофеоза. Готэм был не готов к этому, и это четко видно.
Впервые Бэтмен столкнулся с соперником, который не только составляет ему достойную конкуренцию, но и откровенно доминирует. Узнав о том, что главным злодеем станет Бэйн, фанаты кривили носами, откровенно возмущались, а простые зрители направляли на создателей вопросительный взгляд со словами: «А кто такой Бэйн?». Авторы не стали изобретать велосипед и честно взяли комикс-основу персонажа из «Vegneance of Bane», немного изменив содержание. Сейчас воспоминания о том, каким Бэйн предстал в «Бэтмен и Робин» вызывает рвотный рефлекс, поскольку, справедливости ради, перед нами один из самых умных и сильных соперников Темного рыцаря. Он, словно чума, обрушившаяся на Готэм, экономический кризис, обретший плоть, который наносит точные и сокрушительные удары. Касательно харизмы и обаяния, он, несомненно, проигрывает Джокеру Леджера, поскольку его фигура в зале славы кинозлодеев Готэма была вылита одновременно с пьедесталом, однако Том Харди выжал из своего персонажа все соки. Очень трудно быть харизматичным, когда твое лицо весь фильм скрывает маска, но его глаза, телосложение и движения в момент очередной битвы оставляют очень сильное впечатление, как от персонажа, так и от актерской игры Харди.
В «Темном рыцаре» и Бэтмен и Брюс Уэйн были оттеснены актерской игрой Хита Леджера, но здесь герой и его антагонист находятся в равных положениях. Брюс Уэйн, и до того находящийся не в лучшей форме, получает сокрушительный удар от Бэйна. Он сломлен, как морально, так и физически. Он совершил большую ошибку, когда решил отправиться на бой без предварительной подготовки, в то время как его соперник имеет в запасе десятки козырей. Фильм подчеркивает борьбу героя, которую реализует Кристиан Бэйл. Поскольку уже два фильма показали нам весь потенциал Кристиана, в третьем фильме не стоит ждать сюрпризов. Если персонаж Тома Харди получил полноценную предысторию развития, то Женщина-кошка подобным вниманием обделена. Без сомнения, это правильное решение, поскольку бессмысленно тратить бесценное экранное время на героиню, происхождение которой было экранизировано уже два раза. Однако ноланская Кошка старательно игнорирует образы, созданные Мишель Пфайфер и Холли Берри. О том, что перед нами именно Женщина-кошка напоминает лишь ее ловкость и склонность к воровству. Даже ее костюм лишь подчеркивает приятные формы Энн Хэтэуэй, поскольку помощи в фильме он практически не оказывает. Заявления о том, что у Джозефа Гордона-Левина будет лишь небольшая роль, оказались ложными, поскольку на него выделяется экранного времени не меньше, чем на остальных героев.
Как и следовало ожидать, Нолан по-прежнему отказывается следовать современным правилам экранизации комиксов, поэтому количество спецэффектов сведено к минимуму. Зато режиссер добавил в фильм больше техники, ибо масштаб обязывает. В картине задействованы все технические игрушки Уэйна из предыдущих фильмов и появилась одна новая, чтобы герой был во всеоружии не только на земле, но и в воздухе. Впрочем, фильм не лишен недостатков. Начало получилось несколько затянутым, менее насыщенным событиями, в отличие от первых двух лент, отчего новое появление Бэтмена или Бэйна становится особенно долгожданным. Немного хромает голос главного злодея, тот факт, что персонаж разговаривает через маску, никак не ощущается. С одной стороны понятно, что перед нами, все-таки не Дарт Вейдер, однако придать голосу более брутальный оттенок, которого он заслуживает, имеет смысл. Отечественные локализаторы проделали великолепную работу по дубляжу Джокера, после которой на такие мелочи невольно обращаешь внимание.
Несмотря на сложную судьбу фильма в последнее время, в связи с разгоревшимися и будущими скандалами, хочется пожелать ему светлого будущего и, вполне возможно, он все-таки сможет стать коммерчески выгодным продуктом. В финале режиссер оставляет несколько ссылок для возможного продолжения, однако этим будут заниматься совсем другие люди, отчего интерес быстро пропадает. Благодаря Нолану Бэтмен действительно совершил восхождение, превратившись в выгодный бренд, на который боссы из Warner Bros. обязательно обратят пристальное внимание в будущем. Скорее всего, нас ждет перезапуск и переосмысление серии, хотя добиться тех же успехов будущим авторам вряд ли удастся. Ноланская же трилогия достойно завершила свою карьеру и теперь с чистой совестью может отправляться на заслуженный отдых. Нам остается лишь отдать дань уважения и смириться с данным фактом.
Приятно осознавать, что постановщик по-прежнему идет своим путем, игнорируя модные тенденции сбора средств у граждан, вроде 3D. Для него создание очередного фильма, как и раньше, остается, прежде всего, искусством, нежели коммерческой деятельностью, направленной на развлечение населения (привет «Мстителям»!). Кристофер Нолан не пытается совершить революцию в жанре, хотя «Темный рыцарь» это сделал, сам того не подозревая. Режиссер остается той незапятнанной фигурой в кинематографе, которых осталось до неприличия мало. С нетерпением ждем ваш следующий фильм, Крис. Финальные титры. Занавес.
Артем Суворов