ЛЮБОВЬ (АMOUR)
Жанр: драма
2012, Франция, Австрия, Германия, 127 мин.
Режиссер: Михаэль Ханеке
В ролях: Жан-Луи Трентиньян, Эмманюэль Рива, Изабель Юппер, Александр Таро, Уилльям Шимелл
Находить новизну в повторении и рутине — называется любовью.
...Осознание того, что ничто не длится вечно, и время не остановишь, называется жизнью.
(Ким Ки Дук)
Очередной скрупулёзно продуманный фильм хитрого мизантропа Михаэля Ханеке с лиричным названием «Любовь». Главной темой кино немецкого режиссёра всегда было насилие, прячущееся за маской добродетели или открыто позиционирующее себя как ответ на априорную жестокость мира. Несмотря на кажущуюся сентиментальность сюжета и названия новой ленты Ханеке, фильм сделан в не менее сдержанной и отстранённой манере, чем и предыдущие работы режиссёра. И уж сантиментов здесь точно никто не найдёт.
Картина повествует о супружеской паре, прожившей вместе не один десяток лет. Стоящие на краю могилы, Жорж (Жан-Луи Трентиньян) и Анна (Эмманюэль Рива) до сих пор рады видеть друг друга утром и вспоминать прошлое за обедом. Им уже за восемьдесят, а старость, как известно, не самая приятная штука: Анна заболевает и постепенно начинает утрачивать связь с реальностью. Наступают провалы в памяти и паралич. Нанятые мужем сиделки не способны делиться с чужой старой женщиной теплотой и заботой, а родная дочь – Ева (Изабель Юппер) – предлагает отдать мать в больницу. Анна же, не желая быть обузой супругу, пытается покончить с собой. Но Жорж принимает трудное решение самому заботиться о дорогом ему человеке. Это великое испытание человеческих чувств он принял с достоинством, заслуживающим снятия шляпы.
Михаэль Ханеке снял фильм, насквозь пропитанный старостью, как и его персонажи. Статичные кадры, редкая смена планов и монотонные диалоги, - каждая минута начинает напоминать вечность и угасающий уход. Персонажи переходят от воспоминаний о молодости к разговору о церемонии похорон; Жорж и Анна будто бы замкнуты друг в друге, как заперты в стенах своей квартиры, где и происходит всё действие фильма. Ханеке намеренно ограничил пространство одним помещением и именно домом, чтобы показать простую жизнь и любовь двух обыкновенных людей вне какого-либо социального контекста. Единственная преграда на пути главных героев – это неотвратимость самой жизни и неминуемость смерти. Символ чистой любви и свободы появляется в финале картины, где Жорж пытается поймать голубя, но в итоге отпускает на волю (видимо, занятия философией в Венском университете не прошли для Ханеке даром). Да и весь конец истории получился глубоко философским.
После многолетнего отсутствия в кино, мы вновь можем лицезреть превосходную игру Жан-Луи Трентиньяна (он исполнял главную рольв бертоллучевском «Конформисте»), полностью соответствующую строгой задумке маэстро. Его партнёрша по фильму –Эмманюэль Рива – очаровательная женщина, видя которую на экране, понимаешь, что именно такой должно быть, чтобы оставаться любимой мужчиной долгие годы.
Профаническая история любви и страданий, отражённая в самом страшном из зеркал – в старости, у любого другого режиссёра получилась бы трогательной и слезливой, но только не у мэтра немецкого кинематографа (хотя «Любовь» – франкоязычный фильм). Не ожидайте увидеть поток излишней чувствительности – режиссёр верен своему отстранённому взгляду; история любви – на экране, а вы лишь наблюдатель, которого пустили посмотреть на чужую жизнь, ведь, как заметилХанеке, «когда ты достигаешь определенного возраста, ты автоматически сталкиваешься с чем-то подобным», и всем нам этого не миновать.
За вторую картину подряд Михаэль Ханеке получил Золотую пальмовую ветвь («Любовь» снята в таком же сухом последовательном стиле, как и предыдущая «Белая лента»). Вероятно, номинации на Оскар (а может, и заветной статуэтки) тоже следует ожидать.В этом фильме есть всё, чтобы заклеймить его словом шедевр: идеальный актёрский дуэт, идеальная игра, идеальная операторская работа, идеально отсутствие оригинальной композиции к фильму и, конечно, идеальная режиссура.Но пока на экране медленно течёт время, и смерть борется с любовью, пока зритель пытается ответить на заданные автором вопросы: что есть любовь? как она должна выглядеть? когда жизнь становится неотличима от смерти?, начинаешь грустно думать, есть ли в «Любви» хоть капля того, что значит слово, вынесенное в заглавие этой непростой картины? Возможно, кому-то посчастливится увидеть это невидимое чувство, мне не удалось. Но в одном согласия с Ханеке достигнут почти все: жизнь проходит, и даже смерть умирает, но любовь остаётся вечна.
Вероника Кломас