31 октября 2012 года исполняется 90 лет со дня рождения Анатолия Дмитриевича Папанова, одного из самых колоритных, незабываемых и многогранных актёров советской эпохи.
Его, без преувеличения, знает каждый. Причина немеркнущей славы кроется в совершенно уникальном образе артиста, и в феноменальном трудолюбии, с которым он проявил свой талант, снимаясь в кино, выступая в театре и озвучивая мультфильмы.
НЕЗАМЕНИМЫЙ АКТЕР
Родился Папанов в простой семье. С детства мечтал стать актёром, пробовал себя в любительском театре, снимался в массовке мосфильмовских картин. Прежде чем оказаться в профессиональной среде артистов, прошёл суровую школу жизни: поработал литейщиком на заводе, а в 1941 году в числе первых оказался на передовой Великой Отечественной. Через год Папанов получил тяжёлое ранение в ногу, в результате чего потерял полстопы и был демобилизован по инвалидности. В ГИТИС его приняли только после твёрдого обещания справиться с хромотой. В считанные месяцы Папанов, проявив характер, научился не только ходить без тросточки, но и сносно танцевать.
Педагоги видели в нём, в первую очередь, комического артиста. Некрасивое, вроде бы совсем неактёрское, какое-то «лошадиное» лицо, специфический выговор, виноват в котором был неправильный прикус, талант «цветасто» выражаться и редкая самоирония, со временем составили уникальный образ Папанова-комика. Его карикатурные роли, эпизодические, но эффектные, обеспечили ему всенародную любовь. Можно вспомнить предводителя дикарей-каннибалов из «Человека ниоткуда» (1961), солдафона-правдоруба Сокола-Кружина из «Берегись автомобиля» (1966), дураковатого контрабандиста Лёлика из «Бриллиантовой руки» (1968).
Советскую комедию невозможно представить без зычного папановского голоса с «вульгарными шипящими». Именно его героям принадлежат одни из самых ярких реплик отечественного экрана. Самое страшное проклятие: «Шоб ты жил на одну зарплату!». Самый пламенный призыв к справедливости: «Свободу Юрию Деточкину!». Самое надёжное заверение: «Усё будет у порядке, шеф». Самое горькое разочарование: «Эх, жизнь моя – жестянка!». И, конечно же, самая отчаянная угроза: «Ну, заяц, ну, погоди!»
Правда, настоящий Папанов имел мало общего со своими гротескными комедийными персонажами. От природы он был человеком выдержанным, совестливым и тихим. Не случайно ему больше по душе был образ интеллигента, чеховского героя, лишнего, неустроенного, потерянного человека. Таким он предстаёт в «Детях Дон-Кихота» (1965), во «В городе С.» (1966), в «Плохом хорошем человеке» (1973), отчасти в «Двенадцати стульях» (1976). Вероятно, Папанов и в жизни стремился соответствовать некому общему представлению об интеллигентных людях: никогда не повышал голос, со всеми был вежлив и обходителен, много читал, в особенности об искусстве и литературе, выделял для себя Пушкина и Тютчева, и, между прочим, пробовал сам писать стихи. Загвоздка состояла лишь в том, что никто не хотел видеть в Папанове интеллигента. Как вспоминает жена актёра, Надежда Юрьевна Каратаева: «…стоило ему что-нибудь такое умное сказать, причём с совершенно серьёзным видом, как народ в штабеля укладывался от смеха…»
Но наиболее проницательные режиссёры открывали в Папанове большой потенциал драматического артиста. Человек волевой, серьёзный, прошедший огонь войны, он как нельзя лучше подходил на острые и «серьёзные» роли репрессированного идеалиста генерала Серпилина в «Живых и мёртвых» (1963), разочарованного фронтовика-радиста Дубинского в «Белорусском вокзале» (1971), амнистированного «английского шпиона» Копалыча в «Холодном лете пятьдесят третьего…» (1987). Не зря именно эти картины принято считать самыми важными в карьере актёра.
Папанов был непростым человеком, душу которого не могли разгадать даже немногочисленные близкие друзья. При обычном спокойствии, воздержанности и неприхотливости, он порой мог пуститься в загул, с швырянием денег, пьянками и дебошами. Большую часть времени он был безобидным лириком-романтиком, но иногда мог блеснуть поразительной хваткой и предприимчивостью. Надо полагать, таким образом в нём сказывались взаимоисключающие крайности загадочной русской души. И всё же в главном Папанов был постоянен. «Я однолюб: одна женщина, один театр», - говорил актёр, имея ввиду, что всегда был верен жене, с которой прожил более сорока лет, и Театру Сатиры, где прослужил немногим меньше. Так в Папанове сказывалась цельность, монолитность натуры, черта, позволившая вопреки всевозможным обстоятельствам, стать артистом, по-настоящему востребованным народом.
ПЯТЬ ДРАМАТИЧЕСКИХ РОЛЕЙ АНАТОЛИЯ ПАПАНОВА:
01. Генерал Серпилин в картине «Живые и мёртвые» (Александр Столпер, 1963)
«Когда Александр Борисович Столпер пригласил его сниматься в фильме “Живые и мертвые”, Толя начал отказываться: “Я не смогу, я же комедийный актер. Но режиссер уговаривал: “Ну, придите: мы с вами поговорим и посмотрим”. На роль генерала Серпилина Папанова утвердили после первых же проб. В результате он остался доволен этой работой – лента была о войне, а эта тема ему как фронтовику очень близка. Тем более что “Живые и мертвые” - один из первых честных фильмов о начале Великой Отечественной. А Анатолию Дмитриевичу, который оказался на фронте в первые дни войны, именно 41-й особенно запомнился. Правда, Толе тогда, в отличие от Серпилина, было только 19 лет»
- Надежда Каратаева, жена Анатолия Папанова
02. Фронтовик Дубинский в картине «Белорусский вокзал» (Андрей Смирнов, 1971)
«Четыре звезды на съемочной площадке встретились и сначала настороженно отнеслись и ко мне, и в какой-то мере друг к другу, но потом спаялись люди. Папанов и Леонов - два великих комика - когда начинали что-то рассказывать, съемка тормозилась, все собирались возле них, глядели им в рот и умирали от смеха»
- Андрей Смирнов
03. Начальник строительного треста Иванов в картине «День приёма по личным вопросам» (Соломон Шустер, 1974)
«Эта роль социально узнаваемая. Она дает простор мысли и фантазии. Такой материал пробуждает желание привнести в создаваемый характер свои жизненные наблюдения и размышления, вступить в творческое соревнование с авторами»
- Анатолий Папанов
04. Интеллигентный чиновник Лобанов в картине «Время желаний» (Юлий Райзман, 1984)
«Замечательна во “Времени желаний” работа Анатолия Папанова, комика и сатирика с хрипатым голосом. Он проникновенно сыграл в этом фильме лирическую роль скромного и чистого человека, влюбившегося на склоне лет»
- Нея Зоркая, историк кино
05. Жертва репрессий Копалыч в картине «Холодное лето пятьдесят третьего…» (Александр Прошкин, 1987)
«Может это плод моего воображения, но мне кажется, он предчувствовал свой уход. Это был последний съемочный день картины "Холодное лето пятьдесят третьего…" Он мне говорит: "Пойди, покажи мне мою могилку". А до этого без него мы снимали эпизод, как герой Валерия Приемыхова ставит деревянный крест на могилке героя Папанова. Пришли, он посмотрел, что-то сострил – он всегда закрывался какой-то шуткой. А потом как бы потерял нас, сам с собой на секунду остался, что-то думал. И вот последнее, что я запомнил – эту странную улыбку, как он стоит у этой декорации, изображающей могилку. Случайно, неслучайно – не знаю. Природа у таланта мистическая. Вполне возможно, что предчувствие у него было»
- Александр Прошкин
Павел Орлов